Дмитрий Демешин возглавил Хабаровский край весной 2024 года. За это время в регионе уже произошло много перемен – они все завязаны на личности Дмитрия Демешина: на его взгляды на то, как надо работать в регионе, что нужно жителям от чиновников и что надо менять в первую очередь. В эксклюзивном интервью «ФедералПресс» Дмитрий Демешин рассказал, как прошли первые месяцы на посту главы Хабаровского края и какие цели стоят перед ним на будущее.
Новые векторы в развитии региона
Дмитрий Викторович, прошло чуть больше полугода с момента, как вы возглавили Хабаровский край. Скажите, совпало ли ожидание от объема задач, поставленных перед вами президентом страны Владимиром Путиным, и реальность, с которой вы столкнулись?
— Повторю слова, которые я сказал нашему президенту: «Новая должность – это большая ответственность перед жителями Хабаровского края. Служение России – это ориентир в моей работе».
Как прокурор я уже был в повестке региона, принципов и тонкостей госуправления. Поэтому на вхождение в курс дел у меня много времени не ушло.
За время на посту главы края я провел уже несколько прямых линий, сделал открытыми и внимательно читаю комментарии в соцсетях, посетил почти все районы края, некоторые – не по одному разу. Недаром наш девиз: «У Хабаровского края – нет окраин». Его поддержал и президент Владимир Владимирович Путин, и сами жители края.
Какую сферу в регионе вы назвали бы самой сложной: и по количеству жалоб, и по тому, сколько усилий правительству надо приложить, чтобы решить эти задачи?
— Главная сложность, пожалуй, – то, что в сутках всего 24 часа. А успеть надо очень многое.
Направлений – масса: это и застарелые вопросы, вроде инфраструктуры и медицины, и новые перспективные направления. Например, развитие острова Большой Уссурийский.
Заняться есть чем. И главное за мегапроектами и большими цифрами не забывать о людях. Не тратить силы и время на имитацию деятельности, а планомерно и настойчиво выполнять свою работу.
Это и мои личные планы, и всех, кто продолжит свою деятельность в краевом правительстве.
Делать то, что от нас требуют граждане, чтобы они – наши самые суровые, но справедливые проверяющие – были довольны нами.
Дмитрий Викторович, расскажите о планах на следующий год. Какие проекты будут реализованы в регионе?
— Мы вышли на хорошие темпы привлечения инвестиций в экономику Хабаровского края: за 9 месяцев 2024 года мы первые в ДФО по индексу инвестиций в основной капитал и третьи – по объемам инвестиций. По нашим подсчетам, инвестиции за 2024 год превысят 0,5 трлн рублей. И в следующем году мы планируем такой же хороший уровень – будут реализованы крупные и средние проекты на 515 млрд рублей.
Это 15 инвестпроектов в сфере транспортировки и хранения, добычи полезных ископаемых, а также обрабатывающих производств.
Локомотивы – три крупных инвестпроекта, на которые приходится 90 % от общего объема инвестиций в 2025 году.
Первый проект, который станет главным инвестиционным событием года в регионе и в ДФО, – запуск Тихоокеанской железной дороги и угольного терминала порт Эльга на побережье Охотского моря. Это, напомню, первая частная железная дорога такой протяженности, которая надежно свяжет Эльгинское месторождение коксующегося угля в Якутии с портом Эльга в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. Отсюда уголь отправится в страны АТР. По новой магистрали пройдет до 30 млн т груза в год, а в перспективе – до 50 млн тонн.
Два других масштабных инвестпроекта – в сфере добычи полезных ископаемых. Это проект строительства современного горно-обогатительного комбината на месторождении Малмыжское мощностью переработки 104 млн. тонн руды в год и проект Амурского гидрометаллургического комбината по вводу второй автоклавной линии для переработки дважды упорных концентратов.
Крупнейшее в стране Малмыжское медное месторождение не нуждается в особых анонсах. Достаточно сказать, что проект выдвинет Хабаровский край в лидеры по добыче меди в России. Среднегодовой выпуск медного концентрата составит 1,3 млн. тонн в год. Это порядка 270 тысяч тонн меди в медном концентрате. Сейчас на комбинате идут финальные пуско-наладочные работы. На полную проектную мощность предприятие выйдет в 2025 году.
В первом квартале 2025 года ожидаем запуск второй автоклавной линии Амурского гидрометаллургического комбината. На новом участке комбинат сможет перерабатывать порядка 6 тысяч тонн концентрата в год, производя из него около 2 тонн металла.
Помимо крупномасштабных проектов, в крае реализуется большое количество средних проектов, которые прямо ориентированы на человека, повышение качества жизни.
Так, весной 2025 года начнет работу международный терминал в аэропорту Хабаровска. Это будет красивое, современное, оснащенное по последнему требованию техники здание. Здесь будет очень комфортно: 2 телетрапа, 7 лифтов различного назначения, 6 эскалаторов, два уровня автоматизированной обработки багажа и 11 стоек регистрации. Пропускная способность нового терминала – до 1 миллиона пассажиров международных направлений ежегодно.
Инвесторы также вкладываются в развитие сельского хозяйства. В 2025 году будет продолжена реализация таких проектов в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском и районе им. Лазо. Реализация планов по расширению действующих теплиц, вводу в эксплуатацию животноводческого комплекса, комбикормового завода и созданию селекционно-семеноводческого центра элитного картофелеводства позволит увеличить производство молока, яйца и овощей, обеспечить хозяйства края элитными семенами картофеля. Общая стоимость проектов составляет более 1,6 млрд рублей.
С приходом на Дальний Восток крупных федеральных сетей и маркетплейсов в Хабаровском крае началось строительство распределительных центров. В 2024 году первый логистический центр построил гигант российской e-commerce «Озон», в планах на 2025 год – ввод в эксплуатацию универсального производственно-логистического комплекса по обработке различных видов товаров для нужд Х5 «Пятерочка».
Строительство начато с конца апреля 2024 года. Сейчас закрыт нулевой цикл, производится монтаж сэндвич-панелей и металлоконструкции кровли.
Экономика и инвестиции
К каким проектам будете привлекать бизнес? И есть ли уже сейчас инициативы от бизнеса, которые вы поддерживаете или планируете поддержать?
— Хабаровский край был и остается притягательным для крупных инвесторов. Удобное географическое расположение, развитое железнодорожное, авиа-, речное и морское сообщение, мощный промышленный потенциал, а также развитая городская инфраструктура позволяют реализовать здесь самые разноплановые проекты. С одной стороны, Тихоокеанская железная дорога с портом Эльга и набережные в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Малмыжский ГОК, Восточный полигон и Дальневосточный художественный музей.
Нам важно двигаться дальше, создавать условия для стимулирования предпринимательской активности. Для этого по моему поручению будет перезапущена вся система инвестиционно-строительной деятельности. Основные принципы нового подхода – публичное принятие решений по всех проектам с господдержкой, сокращение регламентных сроков рассмотрения заявок от инвесторов, а также социальная ответственность бизнеса.
Нужно наращивать объемы переработки, повышать добавленную стоимость добываемых ресурсов. Край нуждается в структурной перестройке экономики, ориентированной на рост промышленности, развитие кооперации внутри региона. Чтобы систематизировать подключение к этим процессам бизнеса, обеспечить ему оптимальные условия, в крае разработан и действует базовый документ – Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения. Напомню, в крае расположены стратегически важные объекты, связанные с выпуском промышленной продукции авиа-, судостроения, нефтепереработки, энергетики, энергетического машиностроения, фармацевтики. Это – повод для кооперации, это надежный и долгосрочный спрос для нашего малого и среднего бизнеса.
Второй блок возможностей для бизнеса связан с формированием в крае центра технологических разработок национального уровня. Планируем создать собственный технопарк. На этой площадке малый и средний бизнес развернет производство продукции по нашим технологическим приоритетам. Это высокотехнологичные обрабатывающие производства: производство БПЛА, систем автоматизации, механообработка, производство строительных материалов, инжиниринг.
Новые возможности для предпринимателей также открываются с развитием острова Большой Уссурийский. Создание грузопассажирского пункта пропуска практически в черте Хабаровска позволит сократить плечо доставки грузов. Остров должен стать точкой развития и транспортно-логистической, и технологической инфраструктуры, туризма и рекреации. Пул инвестиционных проектов, непосредственно тяготеющих к создаваемому пункту пропуска, включает в себя 19 проектов с объемом инвестиций более 100 млрд рублей. В части транспорта и логистики в связке с пунктом пропуска в крае реализуются проекты логистических комплексов «Авангард», «Ракитное», «Озон», готовятся проекты «Вайлдберриз», «Пятерочка», «Фининвест» и группы «Аврора».
В части туризма и рекреации – это и развитие туристических объектов на острове (глэмпинги, канатная дорога), и вовлечение «туристических магнитов» города Хабаровска (набережная, Дальневосточный художественный музей, горнолыжный комплекс Хехцир).
Еще одним перспективным направлением инвестирования являются проекты мастер-планов развития городов Хабаровского края. Основной вектор развития экономики городских агломераций – улучшение качества жизни населения, решение ключевых вопросов города, создание интересных общественных мест, обновление городского транспорта и жилого фонда. Задача, которую я поставил, – свести к минимуму точечную застройку. Территории надо осваивать комплексно, не только строя красивые и дорогостоящие дома в интересах застройщиков, но и помещая рядом объекты социальной направленности. В каждом микрорайоне должна быть создана соответствующая инфраструктура. А это коммерческая недвижимость, бытовые услуги для населения, досуговые мероприятия и иные виды бизнеса экономики свободного времени.
Для решения острых социальных вопросов жителей края требуется создание объектов образования, здравоохранения, развитие городских пространств и индустрии досуга. Такие проекты, как строительство межвузовского кампуса, здания многофункционального лечебно-реабилитационного центра с организацией санаторно-курортного лечения «Уссури», спортивно-туристического комплекса «Хехцир», нового комплекса речного вокзала также требуют значительных капитальных затрат и участия предпринимательского сообщества.
Развитие региона и повышение качества жизни людей – это моя первостепенная задача как главы Хабаровского края.
Вы уже коснулись темы туризма, но уточню: как сейчас обстоит ситуация с туризмом в Хабаровском крае? И есть ли планы, как увеличить поток, в том числе из регионов России?
— У нас прекрасный край с уникальными природными красотами. И увидеть их должны как можно больше людей: как жителей России, так и зарубежных гостей.
«Приходим в себя» после пандемии, это видно по растущему числу иностранных визитов. И чем больше о нашем регионе будут знать, чем лучше будут условия, тем сильнее будет турпоток. И вся наша туристическая отрасль сейчас должна развиваться именно в этом направлении. Люди должны своими глазами увидеть, что у Хабаровского края нет окраин!
Уделяем внимание и продвижению региона через событийные мероприятия. Среди примеров – масштабный уличный праздник «Мы – большая страна» с гастрономическим фестивалем «ГастроХаб», который прошел в рамках III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток!». В общей сложности участниками мероприятия стали более 50 тыс. человек.
Привлекаем инвесторов – в активной стадии проекты на общую сумму более 40 млрд рублей. В их числе создание в 2028 году спортивно-туристического комплекса «Хехцир» со статусом круглогодичного объекта и пропускной способностью до 200 000 человек в год, а также строительство объединенной набережной.
Большие перспективы связаны с возобновлением безвизовых групповых поездок на китайском направлении. Особый импульс им придаст запуск пункта пропуска на острове Большой Уссурийский.
Также идет разработка двух туристических троп в Хабаровском районе. Это тропа «Легенды сэвэнов» в месте расположения петроглифов, включенных в предварительный список наследия ЮНЕСКО, и маршрут «Легенды Хехцира» на территории нового ГЛК.
Учитывая все вышесказанное, к 2030 году ожидаем турпоток в 2,2 млн поездок.
Еще один важный вопрос – ситуация с мигрантами. Осенью вы подписали постановление, определившее перечень специальностей, по которым иностранцы не смогут работать в 2025 году. Справится ли экономика Хабаровского края без иностранной рабочей силы по тем отраслям, в которых мигранты работать не смогут? И какие еще меры можно предпринять в регионе, чтобы повысить безопасность жителей и остановить поток нелегальной миграции?
— О том, что сферу трудовой миграции надо контролировать, я говорил на прошлой должности, не отхожу от этих слов и сейчас. И не просто говорю, а принимаю конкретные меры. По данным комитета по труду и занятости, мигрантов на рынке труда у нас сегодня около 30 тысяч, в прошлом году в это же время их было около 28 тысяч.
7 ноября я подписал документ, по которому с 2025 года будут наложены ограничение на работу мигрантов. Прежде всего там, где это касается безопасности людей.
Сразу отвечу на возможные домыслы: на нашей экономике это не скажется. Ее мы будем развивать с опорой на собственные кадры. А иностранные работники смогут перейти туда, где их труд наиболее востребован. Например, в строительство.
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края / khabkrai.ru
Эксклюзивы «ФедералПресс»