Как формируется национальное самосознание? Зачем и какими способами противостоять «отмене истории», продвигаемой со стороны западных стран? Может ли историческая наука увлечь молодое поколение? Обо всем этом в канун 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы поговорили с генеральным директором Музея Победы Александром Школьником.
Музей Победы основан в 1986 году. Имеет смысл поговорить о его собственной истории...
— На самом деле история мемориального комплекса на Поклонной горе началась задолго до 1986 года. Первый конкурс на лучший проект был объявлен в 1942 году, в то время, когда впереди еще было немало трудных сражений. Конкурс Союза архитекторов СССР завершился в апреле 1943-го, на него было выдвинуто несколько проектов, а победителем стала работа архитектора Руднева – это музей, где кроме экспозиционных залов, были картинная галерея, залы героев войны, кинозалы. Но, к сожалению, этот проект реализован не был, и даже идея создания специального музея была оставлена на долгие годы.
Вместо нее на первый план была выдвинута концепция создания Монумента Победы. 23 февраля 1958 года по инициативе маршала Советского Союза Георгия Жукова в присутствии жителей и гостей столицы был установлен гранитный закладной камень, состоялся митинг и парад войск Московского гарнизона. В 1961 году на Поклонной горе заложили Парк Победы. А возведение самого мемориального комплекса началось в 1985 году. В 1986-м был опубликован приказ Министерства культуры СССР о создании нашего музея. Чтобы придать будущему строительству особое значение, был объявлен сбор средств для создания мемориального комплекса Победы. Вся страна трудилась на субботниках, перечисляя заработанные деньги на его строительство. Кстати, подобная традиция существовала и в Российской империи: к столетию Отечественной войны 1812 года в стране собирались средства на создание памятников, возводимых на Бородинском поле.
Наш музей распахнул свои двери для посетителей 9 мая 1995 года, в год 50-летия Победы. За прошедшие десятилетия многое изменилось. Так, например, у нас появились четыре филиала – Красногорский, Ржевский, Музей Г. К. Жукова в Калужской области и Музей «Главные оружейные реликвии армии», а в главном здании на Поклонной горе были созданы уникальные экспозиции, аналогов которым нет в мире. Сегодня уверенно можно сказать, что Музей Победы является ведущим военно-историческим музеем России по тематике Великой Отечественной и Второй мировой войн. Он стал общероссийским научно-исследовательским и культурно-просветительским центром, ведущим институтом противодействия попыткам фальсификации истории, центром патриотического воспитания новых поколений.
«У людей выросла потребность в патриотике»
В эпоху интернета и «цифровых активностей» для любого музея крайне важно попадание в число популярных у туристов точек притяжения. Актуально ли это для Музея Победы?
— Я уверенно могу сказать, что в последние годы музеи становятся все более востребованными у туристов, так же как заметно увеличился интерес к патриотической тематике. Если еще лет пять назад темы войны и сохранения памяти воспринимались исключительно как часть истории, пусть и очень важная, то сегодня все это приобрело актуальное, живое звучание. Все, что связано с Великой Победой, затрагивает гораздо глубже. У людей выросла потребность в патриотике, появилось желание больше узнать и прикоснуться к героическим страницам истории нашей Родины. И это хорошо отражает статистика посещения. У нас и раньше, до ковида, и в 2021 году число посетителей достигало почти миллиона в год. Но с 2022-го количество гостей постоянно растет: 2022 год – более 1,2 млн, 2023-й – более 1,3 млн, 2024 – более 1,4 млн. Уверен, что в 2025 году этот показательно превысит 1,5 миллиона.
«Впечатления и эмоции, которые приобретают у нас школьники, нельзя получить из интернета или учебников»
Что такое «историческая память»? Дайте, пожалуйста, определение специалиста. Как она формируется у современного молодого поколения?
— С каждым новом поколением память о пережитом нашим народом во время Великой Отечественной войны стирается – люди среднего возраста вспоминают уже не своих дедов и бабушек, а прадедов и прабабушек. И главная наша цель – и в своих экспозициях, и посредством многочисленных проектов сохранить память о подвиге советских людей, которые остановили страшного и сильного врага – нацистскую Германию, защитили нашу Родину и освободили многие страны, в том числе и саму Германию, от нацизма. Мы рассказываем нашим юным гостям – и 5-летним, и 10-летним, и 15-летним, что именно их прадедушки и прабабушки были героями тех событий, что это наш общий долг сберечь память о каждом, кто жил в том время и внес свой вклад в разгром нацизма. А затем передать будущим поколениям, чтобы они, в свою очередь, помнили и продолжали славную историю великой страны.
В нашем музее ребята могут совершить настоящее путешествие во времени, ощутить себя в обстановке боевых действий. Они буквально могут прикоснуться к истории. Скажем, у нас можно примерить форму красноармейца, оказаться во фронтовой землянке, своими руками собрать и разобрать автомат, испытать себя на партизанской тропе. Дети здесь не зрители и слушатели, а соучастники исторических событий. При этом наши программы не развлекательные, а самые настоящие образовательные, включающие и мощный заряд патриотического воспитания. Достигается оно через эмоциональное погружение, гордость за свою страну и героев, которые, оказывается, были гораздо круче, чем герои голливудских блокбастеров. Впечатления и эмоции, которые приобретают у нас школьники, нельзя получить из интернета или учебников.
Для того чтобы юные гости погрузились в атмосферу тех или иных событий Великой Отечественной войны, мы используем комплексный подход. Например, музейные предметы окружаются реалистически воссозданными декорациями, дополняются современными мультимедийными инсталляциями, а также иммерсивными представлениями, создающими единое впечатляющее повествование. Именно такой подход мы использовали при создании наших масштабных экспозиций «Подвиг народа» и «Битва за Москву. Первая победа!». Здесь много мультимедийных технологий – это голограммы, проекции, тач-панели, интерактивные карты и многое другое. Мы также интегрируем кино- и театрализованные элементы в наши экскурсионные и образовательные программы. И получается действительно захватывающий результат.
Любой музей имеет привязку к месту дислокации. Как реализуется статус общенационального и общегосударственного исторического центра вашего музея вне Москвы?
— Сегодня наш музей – это фактически многопрофильный центр, развивающий и координирующий патриотическую деятельность по всей стране. Например, в 2017 году мы запустили проект «Территория Победы», который уже объединил более 300 музеев и военно-исторических центров из всех регионов, даже из самых отдаленных, что особенно важно. В рамках проекта реализуется большая программа – мы организуем выставки из своих фондов, бесплатные кинопоказы, фестивали, даем возможность региональным краеведческим музеям показать свои находки и уникальные экспонаты в Москве, выйти со своими идеями и творческими инициативами на всю страну.
Совершенно особую роль в формировании воспитывающей среды играет развитие школьных музеев. В апреле 2019 года мы запустили долгосрочную программу «Школьный Музей Победы». У нас был открыт специальный зал с таким же названием, чтобы предоставить возможность школам презентовать свои лучшие экспозиции на нашей площадке. Программа оказалась очень востребованной и популярной среди школьников и педагогов и в Москве, и в других регионах. Дети получают возможность показать свои находки и достижения, обмениваться опытом в создании экспозиций со школьниками из других городов, находят новых партнеров, проводят патриотические мероприятия всероссийского уровня. На данный момент программа объединяет более 2 тысяч школьных музеев из всех субъектов Российской Федерации, а также Республики Беларусь и Казахстана.
Как события СВО отражаются на деятельности Музея Победы?
— Проведение специальной военной операции потребовало консолидации усилий всего российского общества, представителей культуры и в том числе музейной общественности для противодействия агрессивной информационной войне, развязанной против нашей страны. Особое место здесь отведено военно-историческим музеям, связующему звену между поколениями, вся деятельность которых направлена в первую очередь на сохранение исторической памяти. Музей Победы занял активную позицию по идеологическому и патриотическому просвещению о происходящих событиях, их причинах и последствиях и за это время представил несколько выставочных проектов, посвященных СВО и новым регионам Российской Федерации.
Так, 19 апреля 2022 года мы открыли выставку «Обыкновенный нацизм». Более 200 экспонатов рассказывают о зверствах украинских националистов в годы Второй мировой войны, а также о массовых преступлениях и терроре современных неонацистов против жителей Украины в 2014–2022 годах. Материалы выставки показывают неразрывную связь Организации украинских националистов (ОУН, признана экстремистской и запрещена на территории РФ), участвовавшей в уничтожении мирного населения в годы войны, с современными националистическими организациями Украины, возродившими идеологию нацистской Германии. Центральной частью экспозиции является пронзительная инсталляция, посвященная погибшим детям Донбасса. Выставка регулярно пополняется уникальными экспонатами, большая часть которых демонстрируется впервые.
22 июня 2022 года Музей Победы представил еще одну экспозицию на эту тему. Выставка «Обыкновенный NATOцизм» раскрывает агрессивную политику Североатлантического альянса, его деятельность, которая неоднократно была направлена на развязывание военных конфликтов, приведших к массовой гибели населения в различных странах. В информационных тач-панелях показаны материалы, демонстрирующие истинные цели формирования блока, а на анимированной карте можно увидеть, как расширялась НАТО на Восток. Статистические данные о бомбардировках Югославии, интервенции в Ливию, Сирию, Ирак и Афганистан станут наглядным доказательством деятельности альянса после 1990 года. Среди экспонатов – трофейные пусковые установки и форма военных инструкторов на Украине.
Кроме того, у нас регулярно проходят фотовыставки, посвященные новым регионам и героям специальной военной операции.
«Мало что-то сделать, нужно, чтобы об этом узнали и заинтересовались»
Музей играет важную роль в борьбе с фальсификацией истории. Какие методы и формы вы используете?
— В последние годы мы наблюдаем самую настоящую «психическую атаку», если выражаться военной терминологией. Это информационная война, которая ведется на всех фронтах, и в первую очередь на идеологическом. И задача нашего музея – противостоять разрушению национального самосознания, низвержению героев прошлого, переписыванию славных страниц истории и великих достижений.
Для этого мы не только создаем уникальные экспозиции и масштабные выставки, проводим патриотические акции и флешмобы, научные конференции и лекции, но и активно выходим в информационное пространство. Хочу рассказать о проекте, который считаю принципиально важным в условиях информационной войны. Это наше агентство «ПобедаРФ», которое за несколько лет стало точкой сбора и распространения новостей, связанных с патриотикой – всего того контента, которому трудно пробиться на современном медийном рынке. Сегодня оно присутствует в новостных лентах всех поисковых систем, регулярно попадает в топ новостей. Это тоже площадка для объединения. Мало что-то сделать, нужно, чтобы об этом узнали и заинтересовались. На ленте нашего агентства можно прочесть о патриотических мероприятиях как всероссийского уровня, так и регионального, о героях прошлого и настоящего, о различных событиях в жизни школьников и ветеранов.
«Патриотическое воспитание подрастающих поколений является для Музея Победы абсолютным приоритетом»
Как завоевывать внимание нового поколения, какие новые формы подачи информации вы используете?
— Мы стараемся вовлекать в свою орбиту подрастающее поколение через современные популярные технологии и практики. С молодыми людьми надо говорить на их языке, который они понимают и который вызывает у них живой отклик. Это могут быть самые серьезные вещи, но они должны увлекать.
Мы практически отказались от традиционного формата в виде экскурсий и скучных лекций и перешли на комплексные интерактивные программы с более глубоким погружением в историю Великой Отечественной войны. Тематически они привязаны к школьному учебнику истории, однако главная идея нашего подхода – это современность и увлекательность подачи материала. Мы готовим наши программы так, чтобы заинтересовать детей, сделать патриотическое воспитание неформальным и действительно захватывающим.
Культурно-просветительская работа, патриотическое воспитание подрастающих поколений является сегодня для Музея Победы абсолютным приоритетом. Хочу подчеркнуть, что мы очень заинтересованы в тесном взаимодействии со школами. Наш музей – это мощный образовательный и воспитательный ресурс, где можно провести урок истории в атмосфере военной эпохи, прикоснуться к экспонатам, документальным фотографиям, подлинникам писем и наградам, настоящей военной технике. Все это дает возможность детям более глубоко прочувствовать весь масштаб Великой Отечественной войны и понять цену Победы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Какой реакции вы каждый раз ждете от посетителя музея?
— Нам важно, чтобы наши выставки и мероприятия «пробуждали чувства добрые», формировали систему ценностных координат, вызывали чувство сопричастности к истории своей страны.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

80-летие Победы в Великой Отечественной войне