Россия продолжает наращивать экспорт несырьевой неэнергетической продукции с дружественными странами. За 10 месяцев этого года он вырос на 10%, осваиваются новые зарубежные рынки химической и металлургической продукций. Россия активно стремится к созданию новых внешнеэкономических связей. О том, какие сложности возникают в контуре внешней торговли, а также как развивается сотрудничество с партнерами РФ в условиях санкций, в интервью «ФедералПресс» рассказал директор Департамента аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Юрий Шишов.
Юрий Владимирович, какие страны стали основными экспортными рынками для российских производителей в 2025 году и в условиях наращивания торговли с дружественными странами?
— За последние несколько лет российский экспорт переориентировался на рынки дружественных стран. По итогам 10 месяцев 2025 года объем торговли с ними составляет более 290 млрд долларов. Доля в общем объеме российского экспорта превышает 85%.
Основными экспортными рынками для нас остаются Китай, Индия, Турция и страны ЕАЭС. Совокупно на эти направления приходится более 60% российского экспорта.
Расширяем присутствие российских товаров и в других регионах. Яркие примеры, – это страны Африки, такие как Египет, где наш экспорт вырос на 11% в годовом выражении; и Ближнего Востока – в ОАЭ рост составил 68%, а в Саудовской Аравии – 82%.
Какие количественные показатели роста товарооборота со странами ЕАЭС, Китаем, Индией и ближневосточными государствами наблюдаются в 2025 году?
— На данный момент доля дружественных стран во внешней торговле России приближается к отметке в 70% по итогам 2025 года. Для сравнения: еще 5 лет назад этот показатель не превышал 35%.
Если смотреть на текущие показатели за 10 месяцев 2025 года, мы видим возможность сохранить товарооборот на уровне прошлого года. При этом наша торговля с ключевыми партнерами – Китаем, Индией и странами ЕАЭС – уже на 76% выше досанкционных значений 2021 года.
Кроме того, мы отмечаем устойчивый рост темпов торговли с партнерами из Ближнего Востока. За 10 месяцев положительная динамика там составила 10% в годовом выражении. Этот рост во многом обеспечен активным развитием сотрудничества с нашими ключевыми партнерами в регионе – Турцией, ОАЭ и Саудовской Аравией.
В каких отраслях и на сколько процентов расширился список международных торговых партнеров по итогам последних двух лет?
— Видим, что объемы поставок российской несырьевой неэнергетической продукции активно растут – за 10 месяцев 2025 года прирост составил 10% в годовом выражении. В целом за последние два года в освоении новых рынков наблюдается положительная динамика по товарам химической промышленности, где рост к аналогичному периоду 2023 года составил 26%, и металлургической отрасли с ростом на 3%.
В частности, хочу отметить высокие темпы поставок на внешний рынок удобрений. Помимо наших традиционных партнеров, таких как Бразилия, Индия и Китай, мы активно расширяем сотрудничество в этом сегменте с Перу, ОАЭ, ЮАР, Малайзией, Вьетнамом и другими странами.
Что касается экспорта металлургической продукции – а это в основном металлопрокат, прутки, металлолом, алюминий и медь, – то за два года он значительно вырос на рынках Египта, Вьетнама, Алжира, Ливана и Таиланда.
В структуре импорта мы отмечаем укрепление позиций продовольствия из стран Юго-Восточной Азии: Индонезии, Вьетнама, Малайзии, Сингапура. Кроме того, растет импорт фармацевтической продукции за счет увеличения поставок из Аргентины и расширения закупок из Индии и ОАЭ.
В целом можно говорить, что Россия находится на этапе активной диверсификации – как товарной структуры своего экспорта, так и географии торговых партнеров. Мы остаемся открытыми для сотрудничества с любой страной, настроенной на конструктивный и взаимовыгодный диалог. Наша цель – это установление новых внешнеторговых связей и укрепление уже существующих.
Какие сложности – логистические, таможенные, финансовые – стали главными барьерами для выхода отечественных компаний на новые рынки и как государство планирует их устранять?
— Одними из ключевых традиционных вызовов для российской внешней торговли были и остаются логистика и сложности с международными расчетами. Мы работаем над долгосрочным повышением устойчивости системы российской внешнеэкономической деятельности. Эти цели заложены в программных документах.
Наша работа сосредоточена на нескольких системных направлениях.
Расчеты. Переходим на расчеты в национальных валютах. В 2024 году доля национальных валют в торговле товарами и услугами России достигла 80%, более половины операций приходится на российский рубль.
Логистика. Развиваем новые, альтернативные маршруты, которые зачастую оказываются быстрее традиционных. Речь о Северном морском пути и новых железнодорожных коридорах из России в Индию и Китай. При благоприятных условиях маршрут из Европы в Азию через Северный морской путь занимает на 10–15 дней меньше, чем через Суэцкий канал.
Переориентация торговли. География нашей торговли кардинально изменилась. Доля дружественных и нейтральных государств в российском товарообороте в 2024 году уже превысила 80%, а к 2030 году ожидается рост этого показателя более чем до 85%. Лидерами здесь выступают страны Азии, Ближнего Востока и наши партнеры по ЕАЭС.
Видим большие перспективы в освоении новых рынков, в частности, в расширении сотрудничества со странами Африки: товарооборот с регионом уже вырос более чем наполовину по сравнению с 2021 годом, а к 2030 году может увеличиться еще почти на 60%.
Как развивается инвестиционное сотрудничество в санкционных условиях с основными торговыми партнерами России?
— Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, развитие инвестиционного взаимодействия с нашими основными торговыми партнерами не сбавляет темпов. Продолжаем реализацию крупных совместных проектов и расширяем сотрудничество на новые направления.
На государственном уровне Россия и Китай поддерживают расширение совместных инвестиционных проектов. Ключевым механизмом этой работы является Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству. Под ее эгидой реализуются крупнейшие двусторонние проекты в неэнергетических секторах экономики. На сегодняшний день портфель уже насчитывает свыше 80 проектов общей стоимостью более 200 млрд долларов, которые имеют широкий региональный и отраслевой охват.
Важным импульсом для развития сотрудничества стало подписание в августе 2024 года обновленного Плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества главами наших правительств. Этот документ задает новый стратегический вектор для расширения совместной работы в перспективных неэнергетических отраслях экономики.
Фото: pxhere.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»


