УЛАН-УДЭ, 11 февраля, ФедералПресс. 17-летний Никита захлебнулся рвотными массами на допросе в подвале. Молодого человека и его друга обвиняли в создании ОПГ в республике.
В Бурятии продолжается судебный процесс над пятью сотрудниками республиканского УМВД. Полицейских обвиняют в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств. Один из подозреваемых, 33-летний бывший начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений и оперативному прикрытию мест сбыта оперативно-сыскного отдела угрозыска управления МВД по Улан-Удэ Андрей Павлов, проходит по еще одному пункту 286 статьи УК – ему вменяют превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий. По данным следствия, все пятеро полицейских пытали двух молодых людей, 19-летнего Дмитрия и 17-летнего Никиты. Последний умер, как утверждает обвинение, во время пыток в полиции.
Как пишет «Медиазона», история началась в апреле 2016 года. Тогда стало известно, что из здания Федерации биатлона Бурятии пропали велосипеды. Примерно в то же время появились заявления о краже телевизора и золота. Последние эпизоды в деле «группы Кобелевых» появились позже. Изначально, когда в полицию поступило заявление о краже велосипедов, правоохранители взяли записи с камер видеонаблюдения: на них было видно, как двое молодых людей заходят в здание и позже выезжают оттуда на велосипедах.
Дело ОПГ вел Павлов. Он и раньше думал о том, что парни входят в ОПГ, так что во всех делах подозревал именно их. Задержание двух подозреваемых, Никиты и Дмитрия, произошло только в июне. Павлов потребовал выделить ему сотрудников ОМОНа для задержания. Он мотивировал свою просьбу тем, что подозреваемые опасны.
Парней нашли в небольшом магазине на окраине города. По свидетельству продавщиц, полицейские ворвались в помещение бара, где сидели Никита и Дмитрий, крикнули «мОрда» *запрещены в РФ">Орда» *запрещены в РФ">ордой в пол», избили и вывели из помещения. По камерам наружного наблюдения позже увидели, что парней усадили в машину, а Павлов ударил кого-то.
Пытали и требовали признаться
Первым на допрос повели старшего, Дмитрия. Павлов взял ключ от подвала в здании управления МВД – помещение обычно использовали как тир. Как вспоминает Дмитрий, ему сказали признаться в трех кражах.
«Молодой человек отказался, тогда Павлов дважды ударил его дубинкой по икрам. Задержанный упал на колени. Затем, как выяснили следователи, каждый из присутствующих нанес ему по одному удару в голову, из-за чего он ударился головой о деревянное сидение табурета. После этого полицейские стали бить его по пяткам и ступням резиновой дубинкой, нанеся не менее 10 ударов», – пишет «Медиазона».
После этого парня обернули в одеяло, которое Павлов взял с собой из машины, и приклеили скотчем к лавке. Дмитрий лежал на животе. Сверху на него сели четверо полицеских, а пятый надел на Дмитрия противогаз, требуя признаться в совершении краж. Когда парень продолжил молчать, доступ кислорода перекрыли. Так продолжалось около часа. Кислород Дмитрию перекрывали около 20 раз, иногда вместо воздуха его заставляли вдыхать едкий дым.
После часа пыток молодой человек сознался в том, чего не совершал. Его повезли по местам преступлений – молодой человек показывал на случайные дома и говорил то, что придет в голову. После этого его отвезли на медосвидетельствование. В крови нашли наркотик. Видимо, тот едкий дым был наркотическим.
В это же время в подвал для пыток завели 17-летнего Никиту. Его хотели «расколоть» по той же схеме: били, потом привязали к лавке и надели противогаз. Только вот вскоре молодой человек перестал показывать признаки жизни. Его отвезли в больницу. Врач-реаниматолог, взглянув на молодого человека, тут же определил: «Вы же нам труп привезли!». По его словам, испуганный Павлов отреагировал следующей фразой: «Как труп, не может быть, еще 10 минут назад живой был!».
Что говорят на суде
Судмедэкспертиза пришла к выводу, что Никита умер от попадания рвотных масс в легкие. Попросту говоря, парня вырвало, пока он был в противогазе, но возможности вдохнуть воздуха у него не было. Экспертиза также обнаружила следы крови, пота и рвотных масс в машине, на одежде и в машине Павлова.
Первое время все пятеро подозревааемых говорили, что никаких пыток не было, а смерть Никиты наступила случайно – якобы он сбежал, а во время погони упал и умер. Однако медики настаивают: в таком случае смерть от асфиксии рвотными массами не наступила бы.
Сейчас продолжается судебный процесс над пятью полицейскими, которых обвиняют в превышении полномочий. Адвокат потерпевших уверен, что судья признает Павлова и четверых полицейских виновными.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин