ВЛАДИВОСТОК, 17 декабря, ФедералПресс. В России обострилась ситуация вокруг процедуры сертификации автомобилей с правым рулем. Как стало известно, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) готовит изменения в ГОСТ 33670, регулирующий методы испытаний единичных транспортных средств. Поводом для корректировок стали массовые претензии Росаккредитации к лабораториям, которые рисковали потерять право на проведение экспертиз из-за работы с праворульными иномарками.
«Проблема возникла из-за того, что нынешний стандарт обязывает проверять транспортные средства по ряду параметров, одинаково для всех авто – вне зависимости от того, с какой стороны у машины руль. Особое внимание при оценке уделяется световым приборам… Как выяснилось, большинство праворульных иномарок, рассчитанных на левостороннее движение, не соответствуют требованиям ГОСТа: оптика таких машин освещает не правую обочину, а «бьет» в полосу встречного движения, что по российским меркам считается недопустимым», – передает naavtotrasse.ru.
Кризис стал ощутим в феврале 2025 года, когда несколько аккредитованных лабораторий во Владивостоке лишились права выдавать свидетельства о безопасности конструкции (СБКТС) и электронные паспорта (ЭПТС) после проверки праворульных автомобилей. Формальной причиной послужило именно несоответствие световых приборов. При этом, как отмечается, часть машин успела получить документы. Попытка одной из компаний оспорить решение об отзыве аккредитации через арбитражный суд Приморья не увенчалась успехом.
В Росаккредитации подчеркивают, что их задача – не запрет ввоза, а пресечение незаконных схем при оформлении документов. Контроль сосредоточен на порядке проведения испытаний, а судебные процессы, по заявлению ведомства, не касаются прямого запрета на эксплуатацию таких автомобилей в стране.
Эксперты поясняют, что цель НАМИ – устранить правовые риски для лабораторий, разработав четкие разъяснения и процедуры для оценки праворульных и гибридных автомобилей. Это должно сделать сертификацию прозрачной и единообразной. Однако уже сейчас жители Дальнего Востока и импортеры столкнулись с трудностями: получить необходимые для регистрации документы стало практически невозможно. По некоторым данным, в Приморье полномочия отозваны у четырех лабораторий, что создало затор в оформлении новых партий авто.
Представители бизнеса указывают, что проблема носит процедурно-технический характер: у многих лабораторий отсутствует оборудование и утвержденные методики для корректной проверки «праворулек». Хотя прямого законодательного запрета нет, фактически это может привести к полной остановке легализации таких автомобилей, если решение не будет найдено. Кроме того, существует риск ревизии уже выданных документов с последующим аннулированием ЭПТС.
Таким образом, от готовящихся поправок к ГОСТу зависит стабильность значительного сегмента рынка параллельного импорта. Окончательные решения регуляторов с нетерпением ждут десятки тысяч автовладельцев и профессиональных участников рынка по всей стране.
Напомним, ранее эксперты рассказали, запретят ли праворульные автомобили в России.
Фото: ФедералПресс / Анна Миронова


