ИРКУТСК, 21 февраля, ФедералПресс. В Иркутске завершился круглый стол на злободневную тему: «Значение сохранения водных ресурсов в стратегии экологической безопасности Иркутской области». Проблема обмеления Байкала сегодня одна из самых обсуждаемых. Ученые связывают обмеление водоемов и обострение экологических проблем с масштабными природными пожарами, вредными промышленными выбросами, а также варварской вырубкой лесов. Сегодня в рамках пресс-конференции, организатором которой выступил «ФедералПресс», экологи и ученые попытались разобраться в наболевшем вопросе и по возможности принять конструктивное решение.
На дискуссионной площадке в бизнес-отеле Дельта участники круглого стола обозначили проблемы экологического состояния водных ресурсов Приангарья. В частности, такие вопросы как обмеление Байкала, негативное влияние на водную экосистему Иркутской ГЭС, а также пути устранения последствий урона от гидроэнергетического каскада на Ангаре, подвергающего риску не только саму водную артерию, но и прилегающие к ней территории.
Заведующая лабораторией геохимии ландшафтов и географии почв Института географии им.В.Б.Сочавы СО РАН Ирина Белозерцева отметила: «Особенное загрязнение почвы и воды ученые отмечают на юго-западе Байкала, особенно в курортном поселке Листвянка, где категорически запрещено даже воду брать из колодцев, настолько она опасна».
Ученые института географии отмечают, что сама по себе акватория Байкала достаточно чиста из-за большого массива воды, однако в прибрежных зонах, особенно в тех местах, где населенные пункты и турбазы выходят к Байкалу, уровень загрязнения очень высок. «Мы проверяли концентрацию вредных элементов в жидкой фазе, которая наиболее серьезно воздействует на живой организм. Концентрация химических веществ значительно повышена. К примеру, фтора – в 7 раз выше от среднего фона, хлора – в 2 раза. Повышены уровни сульфатов, нитритов и фосфатов (это итоги слива моющих веществ), калия, натрия (результаты печного отопления), азота (отходы канализации), тяжелых металлов», – приводит цифры Белозерцева.
В Иркутской области есть опыт минимизации экологических рисков, связанных с накопленными за многие десятилетия загрязнениями, отмечают участники круглого стола. Так, Жилкинская нефтебаза, созданная в 1932 году, сегодня борется с последствиями утечек нефтепродуктов практически за все время своего существования. Загрязнению за эти годы подверглись глубокие слои почвы. Нынешний собственник нефтебазы, АО «Иркутскнефтепродукт», создал сеть из контрольно-наблюдательных скважин, по которым ведутся наблюдения за уровнем грунтовых вод и количеством выносимых нефтепродуктов. В результате этих и других мероприятий анализы проб показывают отсутствие превышения значения ПДК растворенного нефтепродукта, установленного для объектов рыбохозяйственного назначения.
Однако разливы водоема и сбросы, производимые гидросооружениями, часто приводят к тому, что почва с загрязненных участков смывается в реку, с тревогой отмечают экологи. «ГЭС определённо наносят вред экологии, уже уничтожены редкие виды флоры и фауны в бассейне Ангары из-за неконтролируемых сбросов воды», – сказала, выступая на круглом столе, известная иркутская активистка Любовь Аликина.
Ученые-эксперты поддержали общественницу, отметив, что роль некоторых гидросооружений в Ангаро-Енисейском каскаде ГЭС вообще не несет никакой пользы.
«Богучанская ГЭС сейчас вообще никак не используется. Ее строили с некими планами на будущий алюминиевый завод, потратили деньги, нанесли вред окружающей среде. А сейчас ее электроэнергия никому не нужна, – сетует ведущий научный сотрудник лаборатория картографии, геоинформатики и дистанционных методов Института Географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, д.г.н. Татьяна Калихман. – В целом даже нынешние ресурсы ГЭС Иркутской области избыточны, электроэнергия если кому и требуется, то точно не региону».
Фото РИА Новости