Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Принципиально новый этап строительства СКИФ начался в Новосибирской области

СКИФ
будущая научная установка уникальна для региона

НОВОСИБИРСК, 11 июня, ФедералПресс. Реализация проекта СКИФ, которая проводится в соответствии с целями и задачами национального проекта «Наука и университеты», перешла от строительных работ к сборке оборудования – это принципиально новый этап работ, в ходе которого в инжекторе, бустере и перепускных каналах синхротрона СКИФ уже начат монтаж специализированной опорной геодезической сети.

Как прокомментировала заместитель Губернатора Ирина Мануйлова, в феврале новосибирские ученые приступили к первому этапу сборки магнитной системы накопительного кольца СКИФ. Высокотехнологичное оборудование для синхротрона на 90% отечественное. Замгубернатора отметила, что будущая научная установка уникальна для региона и позволит создать исследовательскую и технологическую независимость для достижения прорывных результатов в различных областях, решения прикладных задач, а также даст региону возможность проводить передовые фундаментальные исследования, развивать наукоемкий бизнес, новые импортозамещающие эффективные технологии.

«Работа идет по плану, но график очень жесткий. Поэтому внимание к этому объекту со всех сторон, в том числе и со стороны областных властей, надзорных органов очень пристальное», – отметила Ирина Мануйлова.

На этапе сборки и установки оборудования одной из основных задач станет высокоточная юстировка магнитных элементов. Чтобы в дальнейшем выполнить высокоточное позиционирование магнитной структуры, в инжекторе, бустере и перепускных каналах синхротрона СКИФ уже начат монтаж специализированной опорной геодезической сети.

Одна из основных характеристик Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» – его беспрецедентно малый эмиттанс (около 70 пикометров – радиан). Этот параметр определяет яркость СИ, а значит и исследовательские возможности ЦКП «СКИФ». Эмиттанс формируется магнитной структурой основного кольца ускорительного комплекса.

«Комплекс СКИФ относится к поколению 4+, это очень жесткая машина с точки зрения фокусировки электронного пучка, – рассказывает заместитель директора ИЯФ СО РАН по реализации проекта ЦКП «СКИФ», к.т.н. Сергей Синяткин. – Есть определенные требования к качеству производства магнитных элементов и высокой точности их выставки. Это достаточно серьезные требования, которые ранее в России и в мире никогда не предъявлялись к подобным машинам».

Для того, чтобы монтаж физического оборудования был высокоточным, геодезическая группа ИЯФ СО РАН создает специализированные опорные геодезические сети в основных помещениях ускорительно-накопительного комплекса.

«В России давно не реализовывались подобные проекты ускорителей, поэтому, если говорить в целом, то работа над СКИФ представляет собой некий научно-технический вызов не только для геодезистов ИЯФ, но и всего Института в целом», – отмечает старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН, к.т.н. Леонид Сердаков.

Для работы на объектах такого уровня, где требуется высокая точность, используется специальное оборудование: лазерные трекеры, которые позволяют проводить измерения до десятков микрон и геодезические отражатели.

Фото предоставлено пресс-службой правительства Новосибирской области / nso.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.