Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
1

Рука на пульсе или «пятое колесо»: как сложится судьба управленческих округов на Урале

Эдуард Россель
Созданная Эдуардом Росселем структура до сих пор существует

В Свердловской области прошла реформа самой спорной административной структуры – управленческих округов. Региональное заксобрание приняло новый закон об административно-территориальном устройстве, который меняет законодательную базу их функционирования. Депутаты и управляющие округами уверяют, что изменения носят лишь технический характер. Но эксперты признают, что это лишь первый шаг к решению вопроса о дальнейшей судьбе округов. Для чего нужны округа и почему областные власти не решаются избавиться от наследия Эдуарда Росселя – в материале «ФедералПресс».

Пять законов, регулирующих работу Северного, Южного, Западного, Восточного и Горнозаводского округов, признаны утратившими силу. Как объясняют сами законодатели,  законом «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области»  не предусматривается существование управленческих округов как административно-территориальных единиц. Таким образом, формальное упразднение управленческих округов как таковых не повлечет ликвидации их администраций. В законодательстве региона сохранятся все нормы, которые в настоящее время определяют полномочия и порядок организации деятельности администраций управленческих округов. Не изменятся и подведомственные им территории. Как объяснил «ФедералПресс» управляющий Горнозаводским округом Евгений Каюмов, «система просто приводится в соответствие с федеральными и областными законами». «Практически все остается так же, дальше работаем по той же схеме», – сообщил он. Изменения в законодательстве «должны положительно сказаться на едином подходе по организации работы», рассчитывает чиновник.

Управленческие округа появились еще в 1997 году. Как напомнил политолог Сергей Мошкин, на выборах губернатора в 1995 году соперничали все три главных действующих лица местной политики: глава администрации Алексей Страхов, бывший председатель правительства Валерий Трушников и спикер облдумы Эдуард Россель, который и стал победителем. «И у каждого из них была опора в своей группе муниципалитетов. После выборов Россель столкнулся с тем, что часть мэров, как ему показалось, не столь лояльны, как ему хотелось», – объясняет Мошкин. В результате губернатор Россель решил назначить своих представителей, которые следили бы за политической и экономической ситуацией на различных территориях. «Главы округов должны были стать надзирателями, проводниками губернаторской воли, которые могли бы «выстроить» послушных глав, вмешаться в политику, то есть держать ситуацию на определенной территории «на кончиках пальцев». Они были информаторами губернатора, которые могли очень быстро доложить, объяснить, что происходит не так», – рассказывает политолог Алексей Швайгерт.

Камнем преткновения стало создание Центрального управленческого округа, который должен был включать в себя Екатеринбург, но так и не появился из-за сопротивления мэрии. «В Екатеринбурге размещается резиденция губернатора, правительство, самодостаточная и независимая администрация, а тут какая-то странная прослойка», – приводит Швайгерт аргументы команды Аркадия Чернецкого. В последний раз о ЦУО вспоминали в конце 2006 года – за три года до отставки Росселя. А в 2007 году предлагалось передать округам часть полномочий министерств и ведомств.

Следующий губернатор Александр Мишарин, по слухам, намеревался отказаться от округов вообще: об этом свидетельствовало назначение Вячеслава Брозовского вице-премьером, ответственным за связи с муниципалитетами. В итоге все осталось по-прежнему. В 2014 году законопроект о ликвидации округов подал депутат заксобрания Георгий Перский: он утверждал, что округа изжили себя. Тогда против реформы выступил профильный комитет заксобрания. Коллеги указали Перскому на то, что мэрам «удобнее и проще решать текущие вопросы в своем управленческом округе, а не в областном центре».

Алексей Швайгерт считает, что институт округов так и не заработал и выполняет лишь декоративные обязанности. «Округа остались синекурой для чиновников, чтобы уважаемые люди, которых обидеть нельзя, не болтались под ногами. Они ведут исключительно бюрократическую деятельность для галочки и реальной эффективностью не обладают. Их нужно упразднить как пережиток прошлого, потому что никакого смысла в них нет», – сказал политолог, предложив передать функции округов администрации губернатора.

«Целесообразность округов отпала давным-давно, сегодня все муниципалы очень четко встроены во властную вертикаль, а лидеры, нелояльные к областной власти даже на личном уровне, практически отсутствуют. Противостояния, конфликта или раскола уже нет», – согласен Сергей Мошкин, который называет округа «десятым колесом в телеге». С его оценкой нынешних мэров трудно поспорить: повсеместная отмена прямых выборов мэров привела к тому, что оппонентам губернатора почти невозможно возглавить муниципалитет.

Действующие мэры позитивно воспринимают институт управляющих. «Они работают в целом эффективно», – говорит глава Арамили Владимир Герасименко. По его словам, на этом положительно сказалась реформа правительства, которое возглавил непосредственно губернатор: его поручения выполняются неукоснительно. Управляющие не только наблюдают за ситуацией в округе, но и помогают методическими материалами, дают модели нормативных актов и помогают включать муниципалитеты в областные и даже федеральные программы.

За сохранение окружных администраций выступает и мэр Качканара Сергей Набоких. Управляющие не реже раза в месяц собирают глав муниципалитетов и организуют их встречи с министрами и главами ведомств. Это позволяет решать более «тонкие вопросы», чем многолюдные форумы. Вдобавок округа имеют свою специфику. «Северный – это более холодная тема, Восточный – сельскохозяйственная», – поясняет Набоких. После реформы правительства мероприятия окружного уровня стали проходит чаще, подтверждает он.

Оба градоначальника сказали, что управляющие округами выполняют важную роль во время предвыборных кампаний. Более того, они или их представители входят в конкурсные комиссии при назначении глав администраций. Каким образом сейчас можно повысить эффективность управляющих, мэры ответить затрудняются. «Если только финансирование через них пойдет, но до этого очень далеко», – говорит Набоких. «Если давать полномочия, то надо их у кого-то забирать, искать источники доходов», – согласен и Герасименко. 

Позицию мэров разделяет руководитель уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин. «Деятельность глав округов отсюда не видна, но она видна на местах», – говорит он. В первую очередь речь идет о конфликтах внутри муниципалитетах, особенно связанных с предвыборными кампаниями. В такой ситуации глава округа, который обладает собственным политическим весом и держит руку на пульсе нескольких территорий, способен стать медиатором и консолидирующим центром, объясняет эксперт. «Если вы возьмете любую «горячую точку», то роль глав округов достаточно высока», – подытожил Гагарин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.