ЕКАТЕРИНБУРГ, 26 декабря, ФедералПресс. В Челябинске состоялись профессионально-общественные обсуждения методических документов, регламентирующих обучение инвалидов в вузах. Эти методики разработаны в 2019 году сетью ресурсных центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
В мероприятии приняли участие очно и в онлайн-режиме порядка 100 человек. Среди них – проректоры вузов, курирующие вопросы обучения студентов с инвалидностью из Челябинской, Свердловской и Курганской областей, а также руководители и специалисты структурных подразделений, члены общественных организаций инвалидов и эксперты научного сообщества.
«Они рассмотрели требования и методические рекомендации к разработке адаптированных основных профессиональных образовательных программ и учебно-методических материалов с учетом «универсального дизайна», условия доступности объектов и предоставляемых услуг при получении инвалидами высшего образования», – рассказали в пресс-службе ЧелГУ.
Кроме того, были рассмотрены параметры и методика оценки доступности вузов для обучающихся с инвалидностью. Особое внимание было уделено требованиям и методическим рекомендациям к разработке программ с учетом «универсального дизайна». Адаптивная программа была создана под руководством Елены Мартыновой еще в2014–2015годах, и сегодня наработки используются в разных вузах страны.
![]()
Председатель челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Елена Куртеева отметила, что есть три категории программ: универсальные, специальные и индивидуальные. В каждом случае речь идет о тесном взаимодействии студента и преподавателя.
![]()
«При любом заболевании или нарушении восприятия не хочется исключать возможность общения с преподавателем, что касается не только лекционных занятий. Определенную, не менее значимую роль в формировании будущего специалиста играет именно межличностная коммуникация», – прокомментировала Елена Куртеева.
Позицию Елены Куртеевой поддержали председатель челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов Евгений Безруков и директор института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Александр Демин. По словам Александра Демина, студентов нужно обучать согласно индивидуальному подходу, чтобы информация для них была максимально доступной.
![]()
![]()
Директор РУМЦ ЧелГУ Дарья Романенкова, подводя итоги встречи, отметила, что качество и доступность образования определяются образовательным контентом, который могут воспринимать студенты с разными нарушениями здоровья, используя ассистивные технологии и технические средства. При этом информация меняется в некоторых дисциплинах каждый семестр, поэтому рассматриваемые документы – это попытка собрать все особенности и условия восприятия учебной информации студентами с разными нарушениями здоровья.
Фото: пресс-служба Челябинского государственного университета


