ЕКАТЕРИНБУРГ, 14 марта, ФедералПресс. Представители ведущих предприятий УрФО, учебных заведений и общественных организаций обсудили одну из горячих точек современного рынка труда – профориентационную работу со школьниками. Как помочь детям и родителям осознанно выстроить карьерный трек, заинтересовать будущим в реальном секторе экономики, связанном с производством. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В настоящее время профориентационная работа со школьниками субъектов УрФО в той или иной степени проводится каждым предприятием в партнерстве с сотнями учебных заведений. Работа с детьми начинается буквально с детского сада: ребята узнают о работе своих родителей, приходят с экскурсиями на производство, участвуют в праздниках и интересных проектах. Свердловские предприятия работают с базовыми школами и колледжами, предлагают обучение по целевому набору и гарантируют дальнейшее трудоустройство с мощной социальной поддержкой – от помощи в приобретении жилья до медицинского обслуживания.
Отдельный аспект – профориентационная работа с молодежью, которая проживает в малых городах Свердловской области. Порой жизнь в них ничем не отличается от пребывания в мегаполисах, бывает даже комфортнее и содержательнее. Рядом – родные, близкие, друзья, а также любимая работа. Современные предприятия предлагают не только высокотехнологичный производственный процесс, но и комфортные рабочие места.
Так, директор по персоналу Уральского алюминиевого завода (г.Каменск-Уральский, входит в «РУСАЛ»), заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного Собрания Свердловской области Анна Соломеина поделилась опытом профориентационной работы, который можно назвать передовым. У Уральского алюминиевого завода 8 подшефных школ в Каменске-Уральском.
«На родительских собраниях мы рассказываем не только о нашем предприятии, но и о развитии города. Потому что мы понимаем, что без развития города невозможно привлечь наших детей. Уже 4 года мы проводим корпоративный профориентационный лагерь. В июне более 160 учеников восьмых классов в течение двух недель посещают колледжи, мастер-классы и наше предприятие. Из них 70 процентов потом выбирают технические направления обучения. На базе каменского филиала УрФУ мы реализовали проект "ИнженериУМ", который уже охватил 1217 детей», – сказала Анна Соломеина.
Однако, как говорят эксперты конкурентной заработной платы, расширенного социального пакета для убеждения школьников и родителей может оказаться недостаточно.
«Мы одними из первых в регионе вошли в федеральную программу «Профессионалитет», которая стартовала в 2022 году. С четырьмя базовыми колледжами создали образовательный кластер, пересмотрели контрольные цифры приема, пересмотрели учебные планы. К федеральному гранту 100 миллионов рублей компания «РУСАЛ» добавила еще 108 миллионов финансирования, и сейчас дети с удовольствием поступают на наши технические профессии, так как колледжи стали суперсовременными», – сказала Анна Соломеина.
Эксперт отметила, что в практику введены выплаты целевых стипендий до 7 тысяч рублей и именных – до 20 тысяч. Самые эффективные формы работы ведутся в том числе и через родителей, которые узнают не только о профессиональных возможностях на предприятии, но и социальных гарантиях.
РУСАЛ и Уральский алюминиевый завод активно участвуют в проекте «Россия – мои горизонты». Однако экскурсии на заводы охватывают всего 10% старшеклассников Каменска-Уральского. Причина, по мнению экспертов, – огромная загруженность детей занятиями с репетиторами, спортивной и внеурочной деятельностью. Анна Соломеина считает, что эффективным решением вопроса могли бы стать выделенные учебные дни в расписании школьников по принципу УПК 90-х – 2000-х годов, тогда школьники целенаправленно могли бы получать производственные знания.
Эти идеи поддержала и заместитель директора по науке и инновациям Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления УрФУ Анна Багирова. Эксперт привела данные о результатах исследования, проведенного среди свердловских школьников и их родителей.
Родители свердловских школьников хотели бы, чтобы дети реализовывали себя в IT-технологиях, только 10 % хотят видеть детей работниками промышленной сферы. При этом каждый пятый родитель из участвовавших в опросе работает в промышленности. Как результат: только 15 % свердловских школьников думают о работе на промышленном предприятии.
«Есть разрыв в передаче профессий между поколениями», – уверена Анна Багирова.
Самыми привлекательными из профориентационных мероприятий школьники считают Дни открытых дверей на предприятии.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, фото предоставлено пресс-службой РУСАЛа