МОСКВА, 9 февраля, ФедералПресс. Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендовал отклонить законопроект о внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа» в части экспорта СПГ.
Еще в мае 2014 года проект федерального закона № 531218-6 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа» был предложен депутатом Госдумы VI созыва Валерием Язевым. С документом парламентарии ознакомились недавно в рамках работы по «расчистке законодательных завалов», оставшихся от предыдущих созывов, проводимой Государственной Думой.
Напомним, что либерализация экспорта СПГ началась с принятием в 2013 году соответствующего Федерального закона №318-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и статьи 1 и 3 Федерального закона «Об экспорте газа». Предложенный законопроект предполагал увеличение числа экспортеров СПГ за счет изменения одного из критериев их отбора, т. е. переноса даты с 1 января 2013 года на 1 июля 2014 года.
По мнению членов комитета, в части экспорта сжиженного природного газа дальнейшее внесение изменений в законодательство необходимо проводить лишь после анализа сложившейся ситуации как на мировом, так и на региональных рынках СПГ и практики применения действующего законодательства.
Кроме того, члены комитета также обратили внимание, что трубопроводный экспорт природного газа дает возможность обеспечить существенно большую бюджетную и экономическую эффективность по сравнению с СПГ, по причине того, что, в отличие от трубопроводного газа, СПГ освобожден от экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Одновременно необходимо учитывать, что солидная часть оборудования для реализации новых СПГ-проектов является импортной. При этом трубы и технологическое оборудование для транспорта газа практически в полном объеме производятся на территории России.
Также, по мнению парламентариев, следует учесть и тот факт, что основные инвестиции в развитие добычной базы и инфраструктуры для доставки трубного газа потребителям (в том числе, на экспорт), уже сделаны, либо находятся в стадии реализации и завершения. Добычные и транспортные возможности страны сегодня значительно превышают имеющийся спрос на внутреннем и внешнем рынках, поэтому средства, вложенные в реализацию проектов, должны окупиться как можно скорее.
И, несмотря на потенциальную возможность реализации сжиженного природного газа на удаленных рынках, на практике значительные объемы СПГ с нового проекта, реализуемого на Ямале, контрактуются европейскими компаниями-агрегаторами. В свою очередь это создает риски дополнительной конкуренции между российскими поставщиками на европейском рынке.
Соответственно, возникает угроза снижения экспортных поступлений в бюджет России, что будет противоречить стратегическим задачам страны в сфере энергетической политики. Как неоднократно указывал глава страны Владимир Путин, российские проекты СПГ не должны конкурировать с российским же трубопроводным газом. Более того, необходимо создавать условия для взаимодополнения экспортных проектов и в целом получить максимальную отдачу.
Исходя из всего вышеперечисленного, принятие законопроекта в предложенном виде в настоящее время представляется нецелесообразным, считают парламентарии. По мнению ряда аналитиков, отклонение данной инициативы парламентариями связана с гармонизацией конкурентной среды российской газодобычи и экспортного распределения.
«Трубопроводное распределение, в том числе и морское, на сегодняшний день одно из самых эффективных по уровню операционных издержек, в том числе и по налоговой нагрузке. Учитывая проблемы импортозамещения в секторе СПГ и дискриминацию российских компаний на мировых финансовых рынках из-за известных санкций, представляется не рациональным обострение конкурентной напряженности между газопроводами и СПГ, – Прокомментировал нам ситуацию кандидат экономических наук, доцент Кафедры теории и практики таможенного дела, Московского финансово-юридического университета (МФЮА) Александр Арский. – В то же время Россия на мировом рынке СПГ может занять если не доминирующую, то уж точно ведущую роль при динамичной реализации проекта «Северный морской путь», который открывает перспективы поставок СПГ в Юго-восточную Азию. Рациональным представляется повышение доли отечественного промышленного оборудования по сжижению газа, в этой связи необходимо тесное взаимодействие газодобывающих корпораций с соответствующими научно-техническими кластерами».
Принимая во внимание, что законопроект внесен в период работы Государственной Думы шестого созыва, комитет рекомендовал нынешнему созыву Госдумы отклонить законопроект по сокращенной процедуре. Предварительно рассмотрение документа намечено на 14 февраля.
Экспертный канал напоминает, что в Сургуте сегодня продолжает работу Первый международный научно-практический форум «Нефтяная столица» с участием полномочного представителя президента России в УрФО Игоря Холманских и губернатора ХМАО-Югры Натальи Комаровой. В ходе форума обсуждаются стратегические задачи в сфере инноваций и развития технологий, включая снижение затрат на транспортировку нефти и газа.
Фото: pexels.com