МОСКВА, 22 ноября, ФедералПресс. Участники Молдо-Российского экономического совета составили дорожную карту по расширению сотрудничества и увеличению товарооборота двух стран. В ходе мероприятия было принято решение о создании нового бренда.
Наиболее ощутимыми барьерами, влияющими на поставки из Молдовы в Россию, президент Республики Игорь Додон назвал тарифные и нетарифные барьеры. Несмотря на это он порадовался, что с 1 января 2019 года для пяти самых важных экспортируемых продуктов Россия снизит таможенные пошлины. Следовательно, конкурентоспособность молдавских вин, плодов, овощей и консервов вырастет. Однако этого недостаточно. Чтобы наладить более простую торговлю между странами, необходимо развивать транзитные коридоры.
«На данном этапе в России есть всего одна точка, через которую можно сделать «растоможку» наших товаров для поставки в другие регионы кроме Москвы. Этих точек должно быть как минимум несколько», – заявил молдавский президент.
![]()
Всего за время сотрудничества между Россией и Молдавией подписано 180 соглашений по различным направлениям взаимодействия. Но на деле развиваются только 6 из них.
«Изучение проблемы приводит к простому ответу: например, в сентябре 2018 года «Россельхознадзор» не допустил ввоза в Московский регион около 119 тонн молдавских слив, зараженных восточной плодожоркой. В России этот вредитель считается карантинным объектом, а в Молдове нет», – объяснил сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, который возглавляет совет с российской стороны.
Для разрушения торговых барьеров необходим сразу ряд мероприятий. Таких как: организация пунктов досмотра на территории Молдовы, создание «зонтичного» бренда и его оператора и укрепление бизнес-коммуникации.
«То есть, во-первых, нужно вынести контрольные пункты как можно ближе к производителю, например, организовав на территории Республики Молдова логистический хаб, где досмотр будет вести не только сторона производителя, но и сторона потребителя – российский санитарный и таможенный контроль», – считает Андрей Назаров.
К тому же, эффективным шагом, по мнению Назарова, будет введение в Молдавии нового бренда «Сделано для России». Им можно будет помечать уже проверенную и соответствующую всем российским стандартам продукцию. Ее качество будет сразу видно по упаковке.
«Грамотная рекламная кампания может продвинуть этот бренд на территории России и сделать маркированную им продукцию максимально желанной», – говорит эксперт.
![]()
Оператором бренда станет «Молдо-Российский торговый дом». Он будет работать учитывая юридические нормы обеих стран. Торговый дом поможет устанавливать максимально тесный контакт в сотрудничестве национальных бизнесов России и Молдовы. Появится организация к сентябрю 2019 года.
Бренд начнет развиваться в регионах России. Первой его увидит Республика Башкортостан. Скорее всего, там появятся отдельные полки под молдавскую продукцию. Они будут выделяться надписями «Сделано в Молдове – сделано для России».
С помощью эксперимента в Башкортостане можно будет прорепетировать наиболее важные моменты, а уже потом распространять акцию по всей России.
![]()
Андрей Назаров, однако, заметил, что для эффективного сотрудничества молдавской стороне придется дать преференции своим бизнесменам, работающим под брендом «Сделано для России». «В конце концов, это будут не выпадающие доходы – они вернутся за счёт роста товарооборота», – сказал Назаров.
Также стороны обсудили укрепление сотрудничества в сфере туризма. Например, президент ассоциации по содействию в развитии культурно-гастрономического туризма Маргарита Полоник заявила о договоренности с молдавскими компаниями создать рабочую группу по развитию гастрономического туризма в Молдове.


