МОСКВА, 5 декабря, ФедералПресс. Представители ФАС России и бизнес-эксперты из российских и международных компаний обсудили методы профилактики нарушений антимонопольного законодательства для участников рынка, которые находятся в зоне риска в силу своего доминирующего положения или заключения антиконкурентных соглашений. Положительным опытом внедрения антимонопольного комплаенса поделились представители компании «Филип Моррис Интернэшнл».
Федеральная антимонопольная служба России и издательская группа «Юрист» провели в Москве научно-практическую конференцию «Антимонопольный комплаенс – эффективный инструмент профилактики нарушений». В рамках мероприятия директор юридического департамента аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Виктория Мищенко рассказала об опыте компании по соблюдению положений антимонопольного комплаенса и этических норм при ведении бизнеса.
«В нашей компании существует многолетняя и развитая культура комплаенса. Тем не менее, сейчас наши комплаенс-политики переживают быстрое развитие вслед за формированием рынка новых товаров: никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака. В условиях недостаточности законодательного регулирования в отношении нашего инновационного продукта с пониженным риском, электрической системы нагревания табака IQOS, как и всей продуктовой категории нагреваемого табака и других альтернативных систем доставки никотина в целом, нам приходится рассчитывать возможные риски и способы реагирования, опираясь на опыт нашей работы в других странах», – отметила Виктория Мищенко.
Замглавы ФАС Сергей Пузыревский считает, что доминирующее положение некоторых участников рынка или заключение антиконкурентных соглашений ставит перед руководителями компаний задачу, как предотвратить нарушения антимонопольного законодательства. Положительный опыт превентивных мер ФМИ отметил начальник контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин.
«Сегодня ведущие компании находятся в постоянном режиме генерации новых знаний, конкурентных преимуществ, конечная цель этих процессов – расширение рыночной доли, повышение рыночной силы. Процессы глобализации и консолидации – мировая тенденция, свойственная для многих рынков. Вступив в эпоху цифровизации, глобальные компании, такие как «Аб ИнБев Эфес», «Филип Моррис» и другие предусмотрительно внедряют системы отслеживания и предотвращения рисков нарушения антимонопольного законодательства», – рассказал Владимир Мишеловин.
Сейчас в российском «Филип Моррис Интернэшнл» действуют более ста положений и правил с комплаенс-процедурами, которые затрагивают все аспекты бизнеса, в частности, законодательные нормы в области защиты конкуренции. В компании их исполнение отслеживают отдел внутреннего контроля и отдел по соблюдению этических норм, законодательства и внутренних процедур.
«Комплексный подход к комплаенсу, реализуемый нами как внутри компании, так и во взаимоотношениях с нашими внешними партнерами и контрагентами, позволяет нам сбалансировать наши бизнес-интересы и сопутствующие им риски, не допускать нарушений антимонопольного законодательства и поддерживать добросовестную конкуренцию», – добавила Виктория Мищенко.
Отметим, что ФАС России разработала пакет поправок, которые закрепят антимонопольный комплаенс на законодательном уровне. Ожидается, что на рассмотрение в Госдуму законопроект поступит до конца 2018 года.
Фото: пресс-служба «Филип Моррис Интернэшнл»