МОСКВА, 24 апреля, ФедералПресс. Реализация мусорной реформы в России тормозится из-за недостаточной информационной активности региональных операторов и низкой собираемости платежей за вывоз ТКО. Это, в свою очередь, негативно сказывается на сфере мусоропереработки.
Четыре месяца реформирования сфера по обращению с твердыми коммунальными отходами пока не принесли результатов для мусороперерабатывающей отрасли. В России сохраняется дефицит вторичных ресурсов сохраняется. И это при том, что спрос на сырье и цена постоянно растут.
«Сырья на рынке больше не становится. Мы ожидали очень интенсивный ввод сортировочных комплексов. Да, они вводятся, но вводятся в 3-5 раз медленнее, чем мы предполагали. В 2017 и в 2018 годах были заявлены многие проекты строительства сортировок. Что-то уже построено (Зарайск, Нижний Новгород начали работать), но это 10-20% от наших ожиданий», – комментирует председатель совета директоров, президент ГК «Экотехнологии» Константин Рзаев.
Строительство мусоросортировочных комплексов в регионах осложняется рядом типичных проблем: это сбор платы за вывоз мусора, вывоз отходов и захоронение, сортировка. Кроме того, в регионах сложно получить разрешение на землю или пройти общественные слушания. Самое серьезное препятствие, с которым сталкиваются регоператоры – общественные протесты. Рзаев отмечает, что эти проблемы затрудняют работу региональных операторов, которые являются центрообразующим элементом всей системы управления отходами.
«В каждом втором регионе есть противостояние с населением», – уточняет Рзаев.
Константин Рзаев убежден, что от регоператоров нужно проявлять инициативу и налаживать взаимодействие с гражданским обществом. Открытость и прозрачность их деятельности позволит снять волнующие жителей вопросы. Рзаев считает, что региональные операторы должны регулярно организовывать субботники с участием местных властей и представителей больших иностранных или российских корпораций, экскурсии для активистов на перерабатывающие предприятия, привлекать общественность к поиску вариантов преодоления возникающих с переходом на новую систему обращения с отходами трудностей. Нужно перенимать опыт более успешных регионов, где регоператоры уже заняли свою нишу и благополучно выстраивают работу.
«Регоператоров поглотила борьба с текущими проблемами. Это же и кассовый разрыв – элементарно кто-то ищет кредитные средства, чтобы этот кассовый кредит компенсировать хотя бы на время – это огромная работа. Жители регионов, в основном из-за отсутствия исчерпывающей информации, препятствуют реализации запланированных инвестиционных проектов. Нужно проводить информационные кампании, но не у всех регоператоров для этого есть специалисты и финансовые ресурсы, да и просто нет времени организовать. Назначить ответственного, проверить текст обращения в СМИ – это должно быть основной тенденцией для всех», – отмечает Константин Рзаев.
Еще одна причина, которая существенно влияет на ненадлежащее исполнение регоператором своих обязанностей, – собираемость платы за мусор. По словам первого заместителя министра природных ресурсов Дениса Храмова, сегодня она составляет чуть больше 50% в среднем по России. По некоторым регионам этот показатель составляет и вовсе 20%. Такая ситуация связана с низким качеством администрирования платежей со стороны региональных операторов и ошибками региональных чиновников при разработке территориальных схем обращения с отходами, считает заместитель председателя общественного совета Минприроды России Александр Закондырин.
«В Омске, например, у регионального оператора до сих пор даже нет лицензии на работы с отходами. Поэтому у них множество административных проблем и ошибок при заключении и обслуживании договоров как с физическими, так и с юридическими лицами. Есть регионы, где при разработке территориальных схем были допущены ошибки при определении нормы образования отходов и количества мусорообразователей. Соответственно, неверно посчитаны тарифы и экономика работы региональных операторов. Поэтому и такая собираемость платы за вывоз мусора», – приводит пример Закондырин.
По мнению эксперта, одним из решений проблемы низкой собираемости платежей может стать цифровизация отрасли. «Там, где этим занимаются расчетные центры и платежи включены в единый платежный документ, собираемость значительно выше», – отмечает Александр Закондырин.
Низкий уровень собираемости платы за вывоз мусора может привести к провалу «мусорной реформы», опасаются эксперты. Кроме того, это чревато банкротством части региональных операторов и срывом реализации инвестиционных проектов по строительству инфраструктуры по сортировке и переработке отходов.
Фото: ФедералПресс / Ирина Шадиева