МОСКВА, 14 апреля, ФедералПресс. Малым и средним предпринимателям важно обратить внимание на такую законодательную новеллу, как «национальный режим». Об этом заявил руководитель компаний «Эффективное взаимодействие» и «Тендерный центр «С.Т.И.К.» Андрей Пожаров, имеющий опыт в тендерном секторе более 20 лет.
«Мы уже на себе проверили силу национального режима, этот признак стал определяющим критерием в конкурсе на поставку специализированной бумаги для «Почты России». За годы работы с корпорацией мы не только четко выполняем все условия контрактов, но и стали производителями перфорированной бумаги, которая в последнем контракте составила 100%», – сказал Андрей Пожаров.
По его словам, по 44-ФЗ определен запрет на участие в конкурсах с иностранной продукцией. Пожаров утверждает, что по 223-ФЗ, – всех также обязали покупать только российского производства с подтверждением в Реестре Минпромторга.
«Этот путь наши специалисты уже прошли», – добавил Андрей Пожаров.
Национальный режим – законодательная новелла, и пока основные сложности для закупщиков определяются неоднозначностью критериев «российского товара». Товар считается российским, если его добавленная стоимость в РФ не менее 50% (для радиоэлектроники — 60%), производственная цепочка локализована (оборудование, сырье, кадры). На данный момент нет четкой методики расчета добавленной стоимости. Например, если сырье импортное, а сборка в России, статус может быть под вопросом. Реестр Минпромторга обновляется с задержками – поэтому товар фактически может быть российским, но отсутствовать в Реестре. Отметим и сложные цепочки поставок — если у производителя есть иностранные субподрядчики, подтвердить статус трудно.
Теперь организаторам в техническое задание (ТЗ) нужно включить требование о национальном режиме, а в протокол закупки добавить подтверждение соответствия товара реестру. Конечно, это увеличит бюрократическую нагрузку. Кроме того, неверный код ТН ВЭД или ОКПД2 приведет к тому, что закупка будет признана недействительной, а неточности в описании характеристик приведут к жалобам поставщиков.
Также не стоит исключать такие варианты, как возможные конфликты с поставщиками и претензии к качеству товаров. Российский товар может быть дороже или хуже импортного, но закупщик обязан выбрать его.
Минимизировать риски поможет верификация информации в Реестре Минпромторга. Андрей Пожаров рекомендует сохранять переписку с Минпромторгом, четко фиксировать причины выбора импорта (если аналогов нет). Электронные площадки с поддержкой нацрежима делают проверку автоматически. Все спорные моменты важно согласовывать до публикации извещения.
«Главное, если сомневаетесь в статусе товара — не рискуйте. Лучше потратить время на согласование, чем столкнуться с отменой закупки и штрафами», - считает эксперт.
Национальный режим, регулируемый Постановлением Правительства № 1875, предусматривает три механизма, которые действуют в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ: запрет на закупку товаров иностранного происхождения; ограничение допуска импортной продукции; преимущество товарам отечественного производства. Приоритет российских товаров в госзакупках регулируется также Постановлением Правительства № 925.
Фото предоставлено пресс-службой «Эффективное взаимодействие»