МОСКВА, 6 августа. ФедералПресс. Директор Центра биоэлектрических интерфейсов ВШЭ и ведущий научный сотрудник AIRI Алексей Осадчий назвал вживление микрочипов в человеческий мозг «довольно жестким забиванием». Он отметил, что с точки зрения науки Илон Маск не делает ничего нового.
«Utah Array – чип, который широко применяется для нейроимплантации. Он включает в себя сто электродов, которые внедряются непосредственно в кору головного мозга с помощью метода, напоминающего «забивание». Эта технология была использована в ряде экспериментов на обезьянах и людях, в основном западными исследователями», – отметил специалист.
По его словам, действительно, с помощью этих матриц можно считывать активность отдельных нейронов и решать задачи декодирования траектории движения конечностей. Кроме того, данные матрицы позволяют стимулировать участки коры головного мозга, отвечающие за сенсорные функции, что может повысить чувствительность при использовании протезов.
Эксперт также отметил, что в проекте Маска пациентам устанавливают так называемые «нити», оснащенные множеством контактов по своему периметру.
«Эти нити вводятся с помощью робота, минуя кровеносные сосуды. В результате обеспечивается доступ к активности отдельных нейронов или локальным потенциалам поля, которые соответствуют активности небольших групп нейронов. На основе этих данных, применяя давно разработанные методы, можно решать задачи декодирования электрических сигналов мозга в зависимости от конкретной цели», – пояснил Осадчий.
Более того, профессор подчеркивает, что с научной точки зрения Маск не предлагает ничего нового, как он уже неоднократно упоминал в своих комментариях. Однако с технологической стороны его система действительно позволяет эффективно считывать активность из коры мозга и передавать эти данные на вычислительное устройство. При этом, вероятно, параллельно решается задача сжатия этих сигналов.
Алексей Осадчий также поделился, что в России также проводятся исследования в этой области. В нашем Центре биоэлектрических интерфейсов Высшей школы экономики мы осуществляли аналогичные проекты.
«Мы разработали нейроинтерфейс, основанный на электрокортикографических сетках электродов. В отличие от технологии Маска, эти ЭКоГ-сетки регистрируют активность значительного числа нейронов и комбинируют их сигналы. Каждый сенсор реагирует на активность множества нейронов, что делает задачу декодирования довольно сложной. Тем не менее, нам удалось создать двунаправленный интерфейс: во время эксперимента пациент собирал висящие хрупкие шарики, стараясь их не повредить. Благодаря обратной связи его действия стали гораздо точнее, и он разрушал значительно меньше шариков», – рассказал Осадчий.
В свое заключение эксперт сказал, что, по его мнению, перспективы этой технологии ограничены. Основной причиной указал на то, что у большинства пациентов, нуждающихся в управлении конечностями, сохраняются остаточные мышцы, и декодирование миографической активности представляет собой гораздо более многообещающее направление для разработки систем управления протезами. Это можно реализовать через стимуляцию периферических нервов, что уже активно исследуется.
Ранее, мы сообщали о том, что Маск после неудачной предыдущей операции Neuralink снова внедрил чип человеку. Он отметил, что в мозге пациента теперь установлено 400 электродов.
Фото: служба распространения визуальной информации Министерства обороны США / dvidshub.net / U.S. Air Force photo by Trevor Cokley (Public Domain)