МОСКВА, 13 марта, ФедералПресс. Обвинения госсекретаря США Майка Помпео в адрес компании «Роснефть», которая, по его мнению, закупает сырую нефть у венесуэльской PDVSA «в обход» санкций, не сочетаются с международным правом. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
«Дурной пример заразителен, и Гуайдо (лидер оппозиции Венесуэлы. – ред.) <...> уже заявил, что Венесуэла должна прекратить продавать нефть Кубе. Это как с международным правом сочетается? Никак. Да и в принципе надо честно конкурировать, потому что мы видим грубейшее нарушение всех этических и правовых норм, когда США требуют от, по сути дела, любой страны мира не покупать у России сырье, энергоресурсы, а покупать их в США, не покупать в России изделия в рамках военно-технического сотрудничества, а покупать более дорогие изделия у США», — отметил глава российской дипломатии.
В самой «Роснефти» ответили, что нападки Помпео являются беспочвенными и предвзятыми. «ПАО «НК «Роснефть» не занимается политикой, а осуществляет исключительно коммерческую деятельность в интересах всех своих акционеров. Деятельность «Роснефти» в Венесуэле связана с реализацией добычных проектов и поставками нефти и осуществляется в соответствии с международным правом и действующими рыночными контрактами, заключенными задолго до введения США односторонних санкционных ограничений», – говорится в официальном заявлении.
Международные проекты «Роснефти» реализуются в 26 странах, и во всех случаях нефтяники строго соблюдают нормы международного и национального законодательства государств.
«Речь идет о вмешательстве в хозяйственную деятельность компаний на территории суверенных государств и нарушении международного принципа защиты инвестиций. «Роснефть» оценивает последствия сделанных официальными лицами США заявлений и, в случае выявления ущерба, обратится за защитой своих прав в соответствии с нормами международного права», – заявили в компании.
Политолог-американист Рафаэль Ордуханян считает, что выступление Помпео говорит о некомпетентности, которая стала характерной чертой администрации Трампа после того, как ее покинул Рекс Тиллерсон.
«Это глобальный бизнес, так работают современные рыночные механизмы, здесь нет никаких нарушений. Все эти заявления – это чистое политиканство. То, что венесуэльская нефть продается, это давно известно, и эта нефть идет и в Америку, в том числе, и не у кого не возникают вопросы. Эти санкции американские – не международные, им не обязаны все подчиняться», – считает американист.
Экономист Михаил Делягин полагает, что республиканская администрация традиционно руководствуется не политическими идеалами, а прагматичными коммерческими интересами. «Можно вспомнить, например, вице-президента Дика Чейни из администрации Джорджа Буша-младшего, который требовал «смены режима» в Ираке, не особенно скрывая, что старается в интересах американского Halliburton. Что касается конкретно венесуэльской ситуации – здесь тот же принцип: ничего личного, просто бизнес», – подчеркнул Делягин.
В «Роснефти» заметили, что действия США в отношении Венесуэлы и Ирана могут быть направлены на ограничение поставок углеводородов из этих стран в Индию и Китай для создания преференций отдельным компаниям, связанным с администрацией Белого дома. При этом санкции ударили прежде всего по американским сырьевым и нефтесервисным компаниям, таким как Chevron, Exxon Mobil, Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и другим.
Член комитета Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев считает, что Помпео лоббирует не только свои собственные интересы, но и интересы Саудовской Аравии.
«Нефть, которая добывается в Венесуэле, поставляется в Индию на завод в Вадинаре, который принадлежит на 49 % «Роснефти». А этот завод очень хотела бы купить Саудовская Аравия» - отметил Танкаев.
С этой точкой зрения солидарен и Делягин. По его мнению, американская и венесуэльская нефтеперерабатывающие отрасли были обоюдно зависимы, однако в силу разницы масштабов Венесуэла зависела больше. «Недавно эта схема начала ломаться. «Роснефть» вошла в капитал огромного индийского НПЗ в Вадинаре, это очень современный завод, который работает на тяжелой нефти. Исторически он был ориентирован на иранские тяжелые сорта. Потом за него велась ожесточенная конкурентная борьба. Причём наиболее активно в ней участвовали саудиты, которые традиционно близки американской администрации. «Роснефть» одержала победу и построила красивую схему: тяжелая венесуэльская нефть начала перерабатываться в Вадинаре, нефтепродукты стали поступать на быстро растущий индийский рынок – один из самых привлекательных в мире.Для американцев это было неприемлемо, так как Венесуэла получила возможность хозяйственной и коммерческой независимости – и это одна из причин антимадуровской истерии и причина спешки американцев, которые стараются максимально быстро сменить режим в Каракасе. С коммерческой точки зрения это объяснимо. Венесуэла вполне могла снизить зависимость от США, осуществив диверсификацию поставок, то есть сделав то, что американцы так настойчиво требуют от Европы. Не исключено, что известные события во многом были организованы для того, чтобы Венесуэла даже частично не дистанцировалась от США в нефтяной отрасли. Теперь о Вадинарском НПЗ. Американцы уже отрезали его от иранской нефти, а теперь пытаются перекрыть поставки из Венесуэлы. А это - два основных источника ресурсов для завода. В итоге маржа переработки на этом перспективном активе начнёт падать, и он вполне может быть за бесценок приобретён той же Саудовской Аравией, которая будет использовать его по согласованию с американцами. Так что все это такая большая нефтяная игра», – резюмировал Михаил Делягин.
Фото: Сайт Кремля