МОСКВА, 30 октября, ФедералПресс. Общероссийский народный фронт предлагает Минприроды РФ повысить эффективность существующей системы расширенной ответственности производителя.
Речь идет об увеличении ставки экологического сбора и совершенствовании его формулы путем разделения на трудноперерабатываемые и «зеленые» товары, а также повышении эффективности его администрирования. Свои предложения ОНФ направил в проектный офис национального проекта «Экология» Минприроды РФ.
Сейчас, согласно российскому законодательству, у производителей товаров и упаковок есть выбор: либо заплатить экологический сбор, либо переработать часть произведенной ими продукции.
Ранее Минприроды РФ учло часть предложений экспертов ОНФ по повышению размеров ставок экологического сбора по группам товаров и упаковкам, подлежащим утилизации после утраты ими потребительских свойств. Таким образом, с начала 2019 г. повышение ставок экологического сбора будет произведено по всем 54 группам товаров и упаковки. Данное повышение ставок экологического сбора вызвало негативную реакцию у ряда производителей продуктов питания и напитков, в основном у производителей пива и газированных напитков. Они направили письмо в правительство России, пригрозив поднять цены на свою продукцию в случае увеличения ставок экологического сбора.
По словам модератора тематической площадки ОНФ «Экология» Дмитрия Миронова, реакция производителей ожидаема, но большая часть их аргументов несостоятельна.
«Часть наших производителей и импортеров не хочет становиться ответственными и им все равно, что за последние 10 лет количество образуемого в России мусора выросло примерно вдвое, а процент переработки твердых коммунальных отходов по-прежнему составляет 3-7 %. Несмотря на рост количества товаров и упаковки, производители особо не задумываются о том, что с их продукцией станет в дальнейшем. Мы предлагаем еще больше поднять существующие ставки экологического сбора, их повышение на 11,4 % совпадает только с индексом потребительских цен. Поэтому слова ряда производителей о шоковом повышении является в реальности преувеличением. По расчетам экспертов ОНФ, например, себестоимость одной пластиковой бутылки объема 0,5-2 литра возрастет на 2 копейки. В любом случае, довольно странно слышать от представителей транснациональных корпораций обвинения в адрес переработчиков в лоббизме. Складывается парадоксальная ситуация, при которой такие корпорации в Европе экологизируются, не противодействуют развитию системы расширенной ответственности производителя, и она там успешно работает, а в России они ее тормозят», – сказал Миронов.
По его словам, нынешние ставки экосбора, даже с учетом их повышения на 11,4 %, настолько низкие, что они не смогут стимулировать развитие переработки.
«Если сравнивать с расходами на транспортировку и обработку пластика, то только по одной полимерной упаковке они занижены в 11 раз. В Европейском союзе те же самые ставки на бумагу, пластик и другие материалы выше в разы, и там транснациональные корпорации почему-то свою волю не диктуют и не угрожают поднять цены на продукцию», – замечает Миронов.
Еще одна проблема, по словам экспертов ОНФ, заключается в игнорировании уплаты экосбора из-за отсутствия мер административной ответственности.
«За 2017 год поступления в бюджет от экологического сбора составили менее полутора миллиардов рублей, несмотря на то, что Минприроды России изначально заявляло о цифре в несколько раз больше – 6 миллиардов рублей. Получилось, что декларации о количестве выпущенных товаров сдало менее четверти производителей. Остальные просто не сдали никаких деклараций и не понесут за это ответственности – даже административной, потому что это не предусмотрено существующим законодательством», – объясняет Миронов.
Кроме того, по словам модератора площадки «Экология», формула экологического сбора требует модернизации.
«К примеру, сейчас в формуле экологического сбора до сих пор нет никакой дифференциации между товарами и упаковками по степени их переработки и негативного влияния на окружающую среду. Мы предлагаем дать преимущество «зеленой» продукции перед теми товарами и упаковкой, которые сложно переработать. В формулу экологического сбора должен быть добавлен коэффициент «экологического следа». Он будет учитывать класс опасности товара, его объем и площадь, срок разлагаемости, а также степень негативного воздействия продуктов распада на окружающую среду. Производители «зеленых» товаров должны платить значительно меньше тех производителей, которые используют трудноперерабатываемые материалы», – отметил Миронов.
Единственное, в чем эксперты ОНФ согласны с производителями – это то, что нормативы утилизации отходов сегодня невозможно выполнить без внедрения раздельного сбора мусора.
«Об этом мы говорили на прошлой неделе на совещании в Минприроды РФ, предложив добавить в федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» такой целевой показатель, как «доля раздельно накопленных твердых коммунальных отходов», а также направить полученные средства от экосбора на развитие инфраструктуры переработки отходов, в первую очередь на закупку и переоборудование контейнерных площадок под раздельный сбор, но в ведомстве к нашему предложению не прислушались. Также необходимо предусмотреть механизм развития «зеленых» закупок. Государственные заказчики должны быть заинтересованы в закупке экологических товаров, работ и услуг. Это увеличит спрос на товары из вторичных ресурсов и создаст условия для переработки отходов производства и потребления», – резюмировал Миронов.