МОСКВА, 6 ноября, ФедералПресс. Сегодня в пресс-центре НСН состоялась пресс-конференция на тему: «Учителя-миллионеры: Престижная профессия или школьные «галеры»?
Ранее в департаменте образования Москвы сообщили, что средние зарплаты учителей в столице повышены до 105 тысяч рублей в месяц. Эксперты обсудили, как обстоят дела с заработком педагогов и предложили меры по улучшению ситуации в регионах.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов отметил, что школы в регионах не готовы к рывку в развитии страны. По его словам, в столице уделяют серьезное внимание финансированию и социальному обслуживанию школ. А в регионах дела обстоят хуже.
Они для рывка, который планирует совершить государство, не особо приспособлены, отметил Чернышов. По его словам, образовательной инфраструктурой в регионах нужно заниматься. А в Москве по сравнению с остальной Россией все очень хорошо.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий заявил, что в Москве нет ни одной школы, где учебный час стоил бы дороже 1000 рублей.
«Мой учебный час стоит 500 рублей – это совершенно официально. Это меньше, чем в других школах Москвы, – рассказал педагог. – Это сознательный выбор школы-интерната, у нас маленькие классы.
При этом Луховицкий усомнился, что даже в столице можно получать больше тысячи в час. По его словам, педагогов нагружают дополнительной работой, чтобы платить им «чуть-чуть» больше.
Говорить о том, что у нас есть вообще какая-то последовательная политика в отношении оплаты труда можно, – резюмировал Луховицкий. – Она заключается в том, чтобы повесить на учителя максимальное количество обязанностей и платить ему за это чуть больше».
Директор школы № 548 «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский считает, что причиной низких зарплат учителей в регионах стала передача управления образованием муниципальным властям. По его мнению, штат любого муниципалитета раздут, и все деньги из бюджета уходят на его обеспечение.
Он отметил, что в каждом регионе работают 25–30 районо. В каждом из них заняты 15-20 человек.
Их же тоже кормить надо, – отметил Рачевский. – Более того, они еще должны оправдать свое существование. Следовательно, они предъявляют дополнительные требования к школам и называют это инновационными процессами. По мнению педагога, сокращение чиновников приведет к росту зарплат учителей и улучшению ситуации в школе.
Председатель Московской организации профсоюза работников образования Марина Иванова рассказала, что большинство столичных учителей довольны своей работой. Она добавила, что зарплата педагогов в Москве на треть превышает среднюю по городу.
«Зарплата в Москве в среднем менее 70 тысяч, а зарплата учителя идет к 100 и более, то есть на треть выше, – отметила Иванова. – Несправедливо, что коллеги в регионах получают в разы меньше, но в этом не виноваты московские учителя».
Позже сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий вновь взял слово и рассказал, что в Госдуме разработан законопроект, который позволит снять с учителей необходимость брать на себя 1,2–2 ставки.
«Нет объективно никакого способа оценить работу учителя. Во всем мире независимые профсоюзы требуют, чтобы была равная, понятная и заранее известная плата», – заявил он.
По словам Луховицкого, в сентябре появилась информация, что депутат Олег Смолин разработал законопроект, который условно называется «Учителя мрут за ставку». По его словам, минимальная ставка по всей России должна быть не ниже двух МРОТ в регионе.
«Это первый шаг к снятию необходимости вести по 1,5-2 ставки. Есть надежда, что такой законопроект будет принят», – отметил Луховицкий.
Кроме того, эксперты пришли к выводу, что учителя часто перерабатывают. При этом часть их работы не учитывается при расчете нормы труда.
Народный учитель России Ефим Рачевский отметил, что при норме в 18 уроков не оплачивается подготовка к каждому из них. А учитель тратит по полтора часа на разработку плана одного занятия.
С ним согласилась председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования Марина Иванова. В эфире Национальной службы новостей она призвала Минпросвет упорядочить трудовые нормативы так, чтобы работа педагога не осталась неучтенной.
«У нас получается, что учитель выходит за рамки законодательства в плане нормы часов, которые он отрабатывает, – отметила она. – Потому что ни правила внутреннего совместительства, ни правила работы сверх нормы в 36 часов, они фактически не могут входить в норму, установленную приказами министерства. Пора от этого уходить».