Четвертая часть культовой франшизы продолжает удерживать первую строчку рейтинга в кинотеатрах по всему миру. Кассовые сборы фильма уже перевалили за 200 млн долларов, сделав «Джона Уика 4» самым кассовым фильмом серии. Корреспондент «ФедералПресс» сходил на четвертую часть франшизы чтобы рассказать, стоит ли посмотреть новый боевик с Киану Ривзом.
Почему Джон Уик возглавил прокат
В том, что «Джон Уик 4» возглавил прокат в России, нет ничего удивительного. На это есть несколько причин: Во-первых, эффектные боевики с харизматичными главными героями сегодня выходят крайне редко. Начиная с 2008 года фильмы Marvel вытеснили с больших экранов классические боевики. Следующее десятилетие главными зрелищными фильмами стали адаптации комиксов, а после финала «Мстителей» закончился и тренд на супергероев. Зритель соскучился по эффектному массовому кино, на котором можно отдохнуть с попкорном.
Во-вторых, «Джон Уик 4» попал в официальный российский прокат. В то время как большинство крупных релизов доходит до России с опозданием (или только на торрентах), блокбастер с Киану Ривзом можно посмотреть на большом экране в день премьеры. Сколько бы ни продолжались разговоры о смерти кинотеатров, зритель любит смотреть зрелищные фильмы на большом экране, и кассовые сборы «Джона Уика 4» – тому подтверждение.
В-третьих, зрители обожают Джона Уика. Франшиза о харизматичном ассасине осталась единственной, которая не воспринимается как попытка выжать последние соки из громкого имени: пока продолжения «Терминатора», «Звездных войн» и «Матрицы» вызывают только смех и негодование, «Джон Уик» вот уже четвертый фильм остается любим аудиторией.
Однако мнение о том, что франшиза остается верной себе вот уже четвертую часть, весьма спорна. Многие фанаты оригинала не обратили внимание на уход из списка режиссеров Дэвида Литча, который был ответственен за постановку всех сражений в первом фильме. После того как франшизу покинул один из создателей, «Джон Уик» начал меняться. Особенно это заметно, если сравнивать первую и четвертую части.
Развитие (или деградация) франшизы
Во время просмотра вот уже четвертого фильма серии сложно не заметить, как отличаются продолжения «Джона Уика» от первой части. Каждый следующий фильм ставил больший акцент на зрелищности и яркости экшна, теряя продуманность боевых сцен из оригинала. Самый наглядный пример – в первом фильме Джон Уик носил бронежилет, одно попадание в который легко валило героя с ног. Несмотря на очевидное превосходство над противником, Джон Уик оставался уязвимым, из-за чего все сражения воспринимались более напряженно и захватывающе.
В этом плане Джон Уик как персонаж близок к образу Джона Макклейна из первого «Крепкого орешка». Герой Брюса Уиллиса стал первым реалистичным персонажем боевика: если раньше Шварценеггер и Сталлоне на экране были бессмертными машинами убийств, с которыми не могло ничего произойти, то Джон Макклейн воспринимался как настоящий человек, который может умереть от любой пули. То же можно сказать и о Джоне Уике в первом фильме: так, попадание в бронежилет доставляло герою ощутимую боль, а падение со второго этажа вынуждает прекратить перестрелку в клубе.
Однако реалистичный тон первого «Джона Уика» испарялся с каждой новой частью. В первую очередь это бросается в глаза во время перестрелок – к четвертому фильму и сам ассасин, и большинство его противников получили пуленепробиваемые пиджаки. Возможность игнорировать все выстрелы сказалась на экшен-сценах не лучшим образом – вместо продуманной хореографии сражений из первой части Джон Уик, прикрывшись пиджаком, бегает между укрытиями и расстреливает противников, на убийство которых приходится потратить чуть ли не половину обоймы пистолета, так как они тоже носят бронированные костюмы.
Холодное оружие в руках Джона Уика также перестало выглядеть грозным орудием убийства, как было в первой части. Без постановщика трюков в кресле режиссера драки стали менее реалистичными и все больше напоминают фильмы Marvel. Ради зрелищности авторы фильма превращают боевые сцены в фарс: так, один из наемников «Правления» никак не реагирует на шесть ударов нунчаками по голове от главного героя, и лишь на седьмой удар театрально отлетает в стену. Противнику покрупнее и вовсе приходится нанести десятки ударов в лицо, на котором после избиения не появляется ни капли крови.
При этом сам Джон Уик как персонаж ощущается намного слабее, чем в первом фильме. Персонаж намного чаще оказывается грушей для битья – героя Киану Ривза неоднократно скидывают с высоты, душат и спускают с лестницы. И если после падения со второго этажа в первом фильме Джон Уик начинал хромать, то в четвертой части, упав с четвертого этажа, герой продолжает идти вперед как ни в чем не бывало.
Если посмотреть на все боевые сцены четвертого «Джона Уика», то складывается впечатление, что режиссер хотел сделать не фильм, а игру – всю четвертую часть можно поделить на три условных «уровня», каждый из которых заканчивается битвой с боссом. Авторы фильма не скрывают источник вдохновения – иногда камера встает за плечо герою, а в одной из сцен с легкостью узнается оммаж на знаменитую Hotline Miami. К сожалению, если в «Джона Уика 4» и хочется поиграть, то смотреть на такой экшен едва ли интересно.
Смена вектора франшизы отразилась и на общем настроении картины. «Джон Уик 4» пытается одновременно быть и серьезным боевиком, и драматичным фильмом, и местами смешить зрителя гэгами и гротескными персонажами. К сожалению, в каждом из пунктов картина терпит неудачу: постановка сражений сильно уступает первой части в продуманности и хореографии, проблемы героев обозначаются контуром лишь чтобы предать им мотивацию, а гэг с мочеиспусканием на лицо побежденного врага смотрится неуместно.
Тем не менее в отсутствие конкуренции франшиза «Джона Уика» остается главной на поприще боевиков, что обеспечивает фильмам хорошие сборы и, как следствие, – новые части. Образ Киану Ривза в роли хладнокровного ассасина полюбился аудитории, и, несмотря на финал четвертой части, выход следующего фильма – лишь вопрос времени. К сожалению, настоящий «Джон Уик», который восхитил многих зрителей по всему миру, останется лишь в фильме 2017 года.
Фото: IMAGO / Jonathan Rebboah / globallookpress.com