Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Как работают мошеннические украинские кол-центры: «Вы нам ничего за это не сделаете»

Мошенничество
Мошенники действуют по заранее созданным скриптам, при этом импровизация им запрещена

МОСКВА, 11 августа, ФедералПресс. В начале августа по России прокатилась волна поджогов военкоматов. Отличительной чертой всех случаев стал тот факт, что на преступление шли женщины и пенсионеры, ранее не фигурировавшие в делах об экстремизме. Правоохранительные органы выяснили, что всему виной стали мошенники: они убеждали своих жертв, что поджоги военкоматов – задание российских спецслужб. Также отмечается, что главной площадкой, откуда звонят злоумышленники, была и остается территория Украины.

Схема у злоумышленников достаточно проста: во время звонки они представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что некие аферисты пытаются завладеть жилплощадью или банковскими счетами жертв. Затем мошенники предлагают якобы безопасные варианты, чтобы спасти жилье и деньги. Такая история случилось с 76-летним мужчиной из города Всеволожск. Злоумышленники заявили, что аферисты выставили на продажу его квартиру. Преступники предложили мужчине продать квартиру самому чуть дешевле, а деньги перевести «проверенным и надежным людям», чтобы они не достались аферистам. Затем ему поступил еще один звонок от «правоохранительных органов», где он узнал, что спасти средства и квартиру не удалось и все деньги отправились на финансирование украинской армии.

После задержания мужчины настоящими сотрудниками полиции стало ясно, что мужчине предложили помочь стране в борьбе с врагом и отомстить обидчикам или закрыть долги, выполнив «важное государственной задание». Осознание того, что люди сами становятся преступниками, приходит только после того, как они оказываются задержанными по статье «экстремизм».

По данным телеграм-канала Mash, только за первую неделю августа россияне попытались поджечь военкоматы 31 раз. И каждый раз по подозрению в этих преступлениях задерживали либо женщин средних лет, либо людей преклонного возраста. На допросах все как один заявляли, что получили задание от сотрудников ФСБ, МВД или ЦБ РФ.

Корреспонденты портала Lenta.ru провели журналистское расследование, в ходе которого выяснили, что на сегодняшний день мошенники звонят россиянам из восьми кол-центров, расположенных на территории Украины – в Киеве, Сумах, Полтаве, Хмельницком и Днепре. Все вакансии, обнаруженные журналистами, были в открытом доступе в социальных сетях, включая TikTok, Instagram* и телеграм-каналах. В подавляющем большинстве вакансий описание гласит: «Мы помогаем ВСУ, уничтожая экономику России».

Всем новичкам предлагается высокая заработная плата – до 1,5 тыс. долларов в месяц, комфортный офис, молодой коллектив, корпоративы, карьерный рост и своевременные выплаты. При этом работодатель обязуется взять на себя издержки по питанию и проживанию. Главным условием для принятия на работу является необходимость грамотной русской речи и умение располагать к себе людей.

Журналист «Ленты» решила откликнуться на несколько вакансий, чтобы узнать, как оно работает на самом деле. Так, менеджер одного из кол-центров в Днепре попросил записать голосовое сообщение с рассказом о себе и предложил переехать в Украину. Позже выяснилось, что первое время зарплата будет 50 долларов вместо обещанных 400. Как рассказали девушке, это связано с периодом обучения и «стажировки». Через несколько недель ей установят обещанную ставку.

Менеджер также рассказала, что весь рабочий день нужно висеть на телефоне. Фронт работ достаточно разнообразный, но преимущественно это скам (мошенничество). Поначалу новичок («холодильник») работает помощником и занимается обзвоном жертв, пользуясь заранее заготовленным скриптом. Если жертва попадается на крючок, то в дело вступают уже более опытные скамеры («клоузеры»), которые и «закрывают трубки», при этом получая меньше негатива и больший процент с полученных денег.

Как выяснилось позже, от полученных мошенническим путем денег новички забирают лишь малый процент, а все остальное уходит «клоузерам» и начальникам. По факту же новички зарабатывают не больше 350–400 долларов в месяц.

Бывший работник кол-центра Кристина рассказала, что она работала оператором и говорила по заранее заготовленному тексту, импровизация же была запрещена. На случай, если человек задавал вопросы, чтобы проверить, не мошенник ли звонящий, у них были специальные кнопки с популярными вопросами, где содержались необходимые ответы.

Она утверждает, что в такой работе действует цепочка: «Операторы разводят русских, а начальство разводит операторов». При такой схеме даже в самые удачные месяцы зарплата была не выше 800 долларов.

«Вообще, разводить людей сложно. В день делаешь по 400–500 звонков и надеешься, что хотя бы один закроешь плюсовым (успешным). Те, кто работает давно, могут даже по пять-семь закрывать. А в целом наш «офис» закрывал в день до сотни, а два-три раза и больше закрывали», – говорит бывшая сотрудница.

По словам Кристины, почти каждый второй украинец работал сам или знает знакомых, кто работет в кол-центре. Также она отметила, что в Киеве прекрасно знают месторасположение кол-центров и не имеют ничего против их работы, до тех пор, пока деятельность злоумышленников не затрагивает самих украинцев. Даже менеджеры по найму предупреждают, что работать нужно «только по русским», а обманывать своих «плохо и опасно».

По статистике, приведенной ЦБ РФ, объем хищений с российских счетов в 2022 году достиг 14,1 млрд рублей. В 2023 году эта цифра может стать еще больше, поскольку только за первый квартал мошенники обманули граждан на 4,5 млрд рублей.

Руководитель магистерской программы «Информационные войны» МГУ Андрей Манойло рассказал, что отъем денег у россиян лишь одна из целей кол-центров. Вторая, более значимая задача – политическая: именно для этого людей обманом толкают на поджоги военкоматов.

«Преступники своими действиями будто говорят: смотрите, мы будем манипулировать людьми как хотим, а вы нам ничего за это не сделаете. Демонстрация беспомощности – это один из главных элементов дискредитации действующей власти», – заявил специалист.

По его мнению, преступников необходимо лишать анонимности: публиковать данные некоторых из мошенников, заводить уголовные дела и выписывать ордера на арест.

Стоит отметить, что в России активно взялись за борьбу с утечками персональных данных, из-за которых и происходит большое количество обмана россиян.

Стоит напомнить, что главной превентивной мерой мошенничества является защита уязвимых категорий населения – пенсионеров.

«Элементарные разговоры с пожилыми родственниками могут стать хорошей профилактикой телефонного мошенничества. Рассказывайте им реальные истории обмана, объясняйте, почему не стоит верить звонкам от имени силовых структур или Центробанка», – считает адвокат Олег Матюнин.

Самое главное – это объяснить родственникам старшего поколения, что не надо отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров. А если это и произошло, то попросите их уведомлять вас, прежде чем проводить операции с деньгами по чьей-то просьбе.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал о случае поджога военкомата в Волгоградской области. Подозреваемой оказалась 82-летняя жительница.

*ПРИНАДЛЕЖИТ КОМПАНИИ META**, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА В РОССИИ КАК ЭКСТРЕМИСТСКАЯ.

** ПРИЗНАНА В РОССИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ЗАПРЕЩЕНА.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.