МОСКВА, 6 мая, ФедералПресс. Россияне часто сталкиваются с грубостью таксистов-мигрантов. Читательница «ФедералПресс» рассказала о недавнем скандале с водителем иностранцем. Эксперты поделились, почему происходят такие ситуации и что с этим делать пассажирам.
«Нагрубил и высадил»
Читательница обратилась в «ФедералПресс» 26 апреля и поделилась историей о том, что в этот вечер ее с мужем подвозил таксист-мусульманин, однако поездка закончилась конфликтом.
«Мы сели в такси. Муж вежливо попросил водителя сильно не разгоняться, так как сзади ехала вторая машина с нашими родственниками. На это таксист грубо ответил «Вы можете молчать и не разговаривать со мной!» – поделилась пассажирка такси.
После вопросов пассажиров к таксисту о том, почему он так реагирует на простую просьбу, водитель просто высадил молодую пару и уехал. Пассажиры оставили жалобу в сервисе такси. Однако «ФедералПресс» решил разобраться, действительно ли работают эти жалобы на водителей-мигрантов.
Трудоустройство водителей-мигрантов и штрафы
По словам председателя Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», члена общественного совета при Минтрансе Андрея Попкова, никакого трудоустройства в такси нет. Он отметил, что сервисы такси, к сожалению, сделали все, чтобы навсегда исключить трудовые отношения.
«У нас все таксисты не трудоустроены официально: либо они находятся в статусе ИП, либо работают незаконно», – подчеркнул эксперт.
По закону в России автомобиль такси нельзя передавать в пользование чужому лицу. Автомобиль должен быть оформлен официально в таксопарке либо водитель должен быть индивидуальным предпринимателем, но разрешение пользоваться автомобилем должно быть оформлено непосредственно на водителя. По информации Попкова, водители должны проходить ежедневный предрейсовый медосмотр и технический осмотр автомобиля. Раз в полгода автомобили должны проходить полное ТО. Однако ничего из этого агрегаторы такси не делают, все в серой зоне, мигранты не трудоустроены.
«В этом случае таксопарки просто отдают автомобиль в аренду водителям-мигрантам, работник везет им деньги, а сервис такси дает им заказы», – добавил эксперт.
Сервис такси в этом случае выступает как агрегатор. Попков считает, что водители-мигранты так нагло себя ведут, потому что деньги сначала попадают к агрегатору, а после агрегатор распределяет и оплачивает услуги таксопарка.
«Мигранты в России всегда вели себя нагло и развязно, потому что чувствовали поддержку своей диаспоры. В свое время эти диаспоры разрешили, чтобы как-то управлять мигрантами, однако на самом деле многие диаспоры на территории России превратились в неподконтрольные формирования», – считает эксперт.
Попков уточнил, что в правоохранительных органах также есть свои люди на должностях, как раз выходцы из этих диаспор, которые всячески помогают мигрантам в определенных конфликтах. Председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» утверждает, что мигрантам нельзя работать в общественном транспорте и в других сферах, например в медицине, если это связано с прямой угрозой для россиян.
«Ситуация на самом деле такая: если уж запрещать работу на общественном транспорте и в такси водителям-мигрантам, то нужно запрещать по всей стране поголовно, а не в отдельных регионах. При допуске на ключевые должности выходцев из Средней Азии следует четко проверять каждого. У них должна быть безупречная биография для допуска к работе. На сегодняшний день в России этого почти не делают, поэтому россияне не чувствуют себя в безопасности. Нужен жесткий контроль. Это мое личное мнение, со мной могут, конечно, не согласиться любители мигрантов и прочие сочувствующие», – подчеркнул эксперт.
Попков подытожил, что в случае жалоб на таксистов-мигрантов пассажир никогда не может проверить, действительно ли применялись какие-то штрафы и санкции со стороны агрегатора.
«Что касается всех этих взаимоотношений: водителей и такси, то честно сказать, никто никого наказывать не собирается, потому как с водителями в России всегда была напряженка. Любой водитель – это деньги, прежде всего он выгоден агрегатору и таксопарку», – считает эксперт.
По мнению Попкова, серьезные наказания следуют, если что-то попало на камеру, те же оскорбления и прочее неадекватное поведение таксистов. Однако это один случай из десяти тысяч. В основном такие дела заминают, пассажирам дарят бонусы и бесплатные поездки с условием, что якобы накажут водителя.
Как пассажирам избегать конфликтов с водителями-мигрантами?
Политтехнолог, политический психолог Александр Ершов считает: чтобы грамотно предотвратить конфликт, надо прислушаться к себе. Задайте себе вопрос: как вы сами относитесь к мигрантам вообще и таксистам-мигрантам в частности?
«Если в каждом вы видите представителя народа-террориста, то лучше сразу откажитесь от любых контактов. Но правда в том, что в каждом народе есть определенный процент гениев и уродов. Да, где-то больше, где-то меньше, но большинство трудовых мигрантов – это трудяги, которые ищут работу и находят ее в России», – отметил эксперт.
Ершов добавил, что по этой же причине мигрируют русские из провинции в большие города, так что национальность здесь не при чем.
«Но после трагедии в Крокусе наша ненависть и страх невольно распространяются на всех мигрантов. И они это чувствуют! И чувствуют себя несправедливо наказанными таким отношением ко всем мигрантам», – подчеркнул политпсихолог.
По его мнению, кто-то на всякий случай замыкается в себе и, ощетинившись, молчит, кто-то ведет себя демонстративно дерзко.
«Мы со своей стороны воспринимаем это как грубость, хотя в большинстве случаев это защитная реакция с их стороны. Так вот, если мы думаем именно так и так трактуем поведение таксиста, то предотвратить конфликт очень просто. Надо как минимум соблюдать элементарные правила вежливости, а в идеале – посочувствовать ему», – отметил Ершов.
Политтехнолог поделился случаем из собственной практики. Недавно он сказал таксисту-мигранту, что представляет, как ему стало тяжело работать после трагедии в Крокусе – эти проверки на дорогах, настороженность пассажиров. В результате таксист повел себя очень вежливо и благодарно.
«Но это работает в тех случаях, когда перед вами среднестатистический нормальный человек, который в ответ на добро тоже поворачивается своей лучшей стороной. Если же вам попался экземпляр непрошибаемый и он явно вас ненавидит, то включите инстинкт самосохранения – будьте исключительно вежливы, извинитесь, что не поддерживаете разговор, поскольку вам надо срочно ответить родственнику, который сейчас в трудной ситуации… и молчите всю дорогу, уткнувшись в смартфон», – советует эксперт.
Он добавил, что в этом случае внутри пассажира наверняка будет кипеть возмущение, что какой-то приезжий человек смеет так себя вести и кажется таким важным. Однако стоит задать себе вопрос: вам надо наказать грубияна и рискнуть своим здоровьем или воспринимать его как стихию и просто доехать до места назначения и попрощаться с ним? Чтобы сделать правильный выбор, спросите себя, насколько счастливы вы будете, одержав психологическую победу над человеком, которого презираете? Вам очень надо увидеть его раскаяние или поражение? Насколько справедливо будет получить увечья от человека, которого вы равным себе не считаете?
«Вопросы не шибко толерантные, но они помогают успокоиться, почувствовать себя выше всего этого и выйти из ситуации без потерь. Есть масса других психотехник самоуспокоения, главное – сделать выбор в пользу работы над собой, а не против того, кого вы сочли за врага», – подытожил Ершов.
Ранее губернатор Курской области Роман Старовойт подписал постановление, запрещающее мигрантам работать в такси на территории региона. Об этом он сообщил на совещании оперативного штаба.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Вытольский Виктор