Эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Энциклопедия Руниверсалис» Павел Фролов рассказал о развитии отечественных онлайн-площадок и образовательного контента в России:
«Кто сказал, что учиться можно только сидя за партой в классе или аудитории? Русский книговед и популяризатор науки Николай Александрович Рубакин полагал, что «всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». Обучение – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. И оно может принимать любые формы по нашему желанию. Получать новые знания можно даже в интернете, причем достаточно эффективно.
Познавательные блоги и группы помогают развивать критическое мышление и творческие способности не только на индивидуальном, но и на групповом уровне. Одной из популярных разновидностей познавательных блогов является научный блогинг. На просторах Рунета можно найти огромное количество пабликов и каналов, посвященных научной тематике: от глубоко специализированных сообществ с высоким порогом вхождения до научпопа, рассчитанного на широкого зрителя.
Отечественные онлайн-площадки пестрят разнообразием подобного контента. Наши платформы могут познакомить желающих с последними веяниями в различных научных отраслях. И в то же время могут помочь с изучением древней истории, философии или искусства. Также на наших платформах можно найти материалы для самостоятельного чтения и просмотра.
Ярко проявляют себя в познавательном блогинге учителя и преподаватели, ведь это люди, для которых обучение является основной профессией. На отечественных онлайн-платформах педагоги объясняют информацию в доступной форме и раскрывают маленькие секреты, помогающие писать контрольные и успешно сдавать экзамены.
У нас в стране даже существует Совет учителей-блогеров. Он создан, чтобы обеспечить взаимодействие между Министерством просвещения РФ и учителями–блогерами. Также цель Совета – привлечь внимание общества к теме популяризации профессии учителя и формированию позитивного имиджа учащихся педагогических университетов. Кроме того, одна из задач совета – способствовать популяризации работы педагогов среди аудитории социальных сетей.
Помимо этого, учителя и преподаватели, решившиеся вести блог, могут рассчитывать на поддержку социально значимых проектов. Например, «ТопБЛОГ». Кстати, успешно вести блог в России могут не только преподаватели и учителя, но даже директора школ. Это на своем примере доказала Елена Студенова – одна из победительниц проекта «ТопБЛОГ».
Кроме того, учителя, преподаватели, директора школ и иные эксперты в своем деле могут стать редакторами, переводчиками и рецензентами онлайн-энциклопедии «Руниверсалис». Подход энциклопедии отличен от блогового, но научно-популярный стиль и структурированные в викиформате статьи давно стали привычными для читателей, ищущих информацию по какой бы то ни было теме. При этом на «Руниверсалис» можно выступить как анонимно, так и в качестве автора-эксперта под своим именем. И можно не опасаться, что написанные статьи окажутся по соседству с фейками, дезинформацией и антироссийской или ЛГБТ*-пропагандой, как в американской «Википедии». В онлайн-энциклопедии «Руниверсалис» много полезной и проверенной информации.
Кроме того, на отечественных онлайн-площадках можно найти множество развлекательных шоу, популяризирующих эрудированность. Например, такой формат может предполагать участие знаменитостей или профессионалов, преуспевающих в своей специальности, которые демонстрируют свои знания школьной программы. Подобные проекты подогревают интерес публики к образованию: зритель сам старается отвечать на вопросы, освежает память или узнает новые факты. Подобные викторины особенно полезны для подростков, которые прямо сейчас изучают школьные предметы.
В целом познавательный контент, которым изобилуют российские онлайн-платформы, показывает, какой может и должна быть блогосфера в нашей стране. Чем больше блогеров выйдут на отечественные площадки, чтобы рассказать аудитории полезную и интересную информацию, тем больше людей приобщится к культуре потребления правильного контента. Научные и научно-развлекательные группы и каналы крайне успешно показывают себя в сопровождении образовательного процесса и популяризируют знания среди молодежи. Такой контент и их создатели, безусловно, должны получать всестороннюю поддержку. Частью этой поддержки является стимулирование перехода на отечественные онлайн-платформы».
* экстремистская организация, запрещенная в РФ
Фото: pxhere.com