Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Как и когда учить ребенка читать: доктор психологических наук перечислил главные ошибки родителей

Дети в первом классе
Иногда даже в первом классе дети не обладают всеми предпосылками к обучению чтению

МОСКВА, 12 августа, ФедералПресс. Чем ближе начало учебного года, тем активнее родители начинают переживать, что их дети недостаточно много умеют. Например, не читают в четыре года и не умеют писать сочинения в пять лет. Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета Александр Корнев рассказал, когда на самом деле можно учить ребенка читать и какие ошибки часто совершают родители.

«Благодаря бурному развитию нейронаук в последние десятилетия все громче звучит идея об интенсивнейшем развитии мозга, особенно до трехлетнего возраста. Некоторые родители стремятся обучать детей с самых ранних лет, пытаясь не упустить момент, когда можно наиболее эффективно вложить в ребенка знания и умения, которые потребуются ему во взрослой жизни», – рассказал Александр Корнев.

И спрос рождает предложение: в России работает огромное число развивающих центров и детских садов, которые развивают детей с пеленок. Есть и реакция школы: учителя ожидают, что первоклассники будут владеть начальными навыками вроде чтения и письма. Ответственность перекладывается на родителей и детские сады, а в школе недостаточно времени уделяют отработке базовых навыков первого года обучения.

«Случается, что у части рано овладевших грамотой детей не формируется любви к чтению», – предупредил профессор.

Когда можно учить ребенка чтению

Чтобы ребенок мог спокойно научиться читать, его мозг и психика должны быть определенного уровня зрелости.

Есть несколько важных критериев, которые покажут, готов ли ребенок к обучению. Например, он должен усваивать язык графических символов – в ходе символической игры.

Кроме того, для овладения чтением важно понимать, как устроено слово: надо уметь разделять его на слоги и звуки. У некоторых детей этот навык не сформирован даже к началу обучения в школе.

Важна и развитая оперативная память. Во время чтения человеку приходится удерживать в памяти много рядов символов, чтобы потом объединить их и понять смысл. Большую роль играет и словарный запас – ведь книжная речь отличается от разговорной.

«У большинства детей эти предпосылки сформированы в той или иной мере к 6 годам. Хотя безусловно, траектория развития каждого отдельного ребенка индивидуальна. Некоторые дети демонстрируют признаки несформированности перечисленных функций к началу школьного обучения. Это означает, что при принятии решения об обучении чтению родителю следует в первую очередь опираться на актуальные возможности ребенка», – объяснил Александр Корнев на портале Slogy.

Профессор Александр Корнев отметил, что родители действительно могут помочь ребенку освоить чтение, если будут читать детям вслух регулярно – даже в школьном возрасте. Так ребенок сможет осваивать новые слова. Поможет и чтение-диалог, когда взрослый задает ребенку вопросы по содержанию книги во время чтения (не фактические – как кого зовут, а содержательные – почему герой так поступил).

Рекомендуем также прочитать о том, как лучше подготовить ребенка к школе и поднять его мотивацию.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.