МОСКВА, 11 сентября, ФедералПресс. В нашей культуре принято считать, что клиент всегда прав. Однако так ли это на самом деле? Об основных ситуациях на примере строительной отрасли, когда заказчик явно не прав и у исполнителя есть все основания обратиться в суд рассказала арбитражный управляющий, юрист, основатель и руководитель юридической компании «ЮверконЪ» Юлия Верховцева.
Неправильное составление технического задания
Юлия Верховцева отметила, что одной из самых распространенных причин конфликтов является нечеткое или недостаточно подробное техническое задание. Если заказчик не предоставит исполнителю четких требований к проекту, это может привести к недопониманиям и несоответствиям конечного результата ожиданиям. А если исполнитель выполнил свою работу в соответствии с договором и/или техническим заданием и в обговоренные сроки – возможные судебные разбирательства не сулят заказчику ничем хорошим.
Изменения условий проекта в процессе работы
Заказчик порой вносит изменения в проект уже после его старта. Это может касаться как замены материалов, так и изменения архитектурных решений. Такие изменения могут существенно повлиять на стоимость и сроки выполнения работ. Если заказчик не осознает последствия своих решений, он может оказаться в невыгодной ситуации, когда требовать что-то от исполнителя будет уже неправомерно.
Нереалистичные сроки и бюджеты
Иногда заказчики имеют нереалистичные ожидания относительно сроков выполнения работ и бюджета проекта. Если заказчик настаивает на сжатых сроках или слишком низкой стоимости, это может привести к спешке, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на качестве работ. Стоит помнить, что качество требует времени и адекватных затрат. В таком случае исполнитель обязан предупреждать заказчика обо всех изменениях в процессе работы (желательно в письменном виде), иначе вполне вероятны судебные тяжбы.
Отказ от выполнения обязательств
Заказчик иногда может не выполнять свои обязательства, например, задерживать финансирование или не предоставлять необходимые документы. Помните, что заказчик тоже несет ответственность за соблюдение своих обязательств. А если обязательства не исполняются – смело обращайтесь в суд.
Нереалистичные требования к качеству работ
Некоторые заказчики могут выдвигать завышенные требования к качеству выполненных работ, основываясь на своем непрофессиональном мнении. Они могут ожидать эстетическое качество, не соответствующее указанному в проекте стандарту. В таких случаях заказчик должен принимать во внимание, что качество выполнения работ определяется не только его желаниями, но и фактическими возможностями исполнителя.
По словам юриста, важно обсудить и зафиксировать в договоре все детали проекта до начала строительных работ. Для этого следует обратиться к юристам. Такой подход поможет максимально защитить свои интересы в случае возникновения конфликта с заказчиком.
Напомним, с сентября в России изменились правила капремонта многоквартирного жилья.
Фото: pxhere.com