МОСКВА, 28 октября, ФедералПресс. Пользуясь услугами такси, россиянки часто сталкиваются с оскорблениями, угрозами и иногда даже физической расправой. Валентина Матвиенко вместе с сенаторами и депутатами получила обращение с просьбой защитить женщин в такси. Подробности – в нашем материале.
«Мы акцентируем внимание в первую очередь на безопасности женщин и детей как самых уязвимых представителей общества, которые физически не способны дать отпор правонарушителям», – отмечают эксперты «Цифрового мира».
Говоря о женщинах в своем обращении, они имеют ввиду как пассажирок, так и водителей-женщин. Эксперты отмечают, что на снижение уровня безопасности повлиял новый закон о такси.
Валентина Матвиенко получила обращение c просьбой дать оценку ситуации с безопасностью в такси. А также инициировать процесс внесения корректировок в новый закон о такси, который вступил в действие в сентябре 2023 года.
По результатам анализа медиапространства, эксперты отмечают существенный рост – на 27 % – сообщений о насильственных преступлениях против таксистов. Также участились нападения на пассажиров, в частности, женщин и детей.
Особый резонанс вызвало убийство женщины-таксиста в Челябинской области, произошедшее 23 октября. У нее остались двое несовершеннолетних детей. В Хабаровске таксист запер в машине двух школьниц, требуя оплату. Во Владивостоке водитель домогался девушки прямо во время поездки, она записала это на видео. Таксист из Ижевска дважды за год изнасиловал девочек-подростков. Московский таксист избил и выкинул из машины пассажирку за просьбу не смотреть видео за рулем. В Москве таксист оскорбил и отказался везти правозащитницу Марину Ахмедову после замечания о правах пассажиров.
«Эти и другие инциденты стали следствием правоприменительной практики нового закона о такси, который начал действовать в сентябре прошлого года. Неисполнимые требования закона привели к тому, что из агрегаторов такси ушли около миллиона самозанятых водителей, работающих на собственных автомобилях», – уточнил Валерий Корнеев.
Согласно данным аналитического доклада, летом 2024 года были опрошены 28 тысяч таксистов по всей стране. Более 70 % водителей высказали готовность нарушать требования нового ФЗ, так как не имеют возможности их выполнить. Закон требует, чтобы все машины в такси были единого цвета, с накрышным фонарем, шашечками по бортам, а также были внесены в единый реестр такси. Водителей обязали проходить ежедневный мед- и техосмотр, а также приобретать коммерческую страховку. Все эти меры требуют существенных затрат, делающих нерентабельной подработку в такси. Для проведения мед- и техосмотра нужна инфраструктура, которой нет в подавляющем числе регионов.
Ушедшие из агрегаторов водители остаются на «теневом» рынке перевозок. Сейчас они берут заказы через чаты в соцсетях и мессенджерах. Поисследованию аналитического агентства «Прессиндекс», сделанного по запросу АНО «Цифровые платформы», в социальных сетях «ВКонтакте» и «Telegram» зарегистрировано более 4000 таких площадок, на которые подписаны около 10 млн человек. Все они находятся в потенциальной опасности, ведь заказывая такси через чаты, пассажир не получает информации о перевозчике, не знает, есть ли у него разрешение на работу, под вопросом может быть даже наличие водительских прав.
Эксперты считают, что число опасных инцидентов будет расти, так как значительная часть таксистов теперь работают вне контроля агрегаторов, которые могли наказать водителей и даже заблокировать их за серьезные нарушения.
Корнеев считает, что необходимо скорректировать Федеральный закон № 580-ФЗ в части исключения норм, дискриминирующих водителей такси на личных автомобилях, стремящихся работать законно. Это вернет их в легальное поле и позитивно скажется на общественной безопасности. Особенно это актуально для социально незащищенных групп населения, к которым относятся женщины и дети.
Эксперт предлагает отменить требования единого цвета и остальных атрибутов такси как устаревших и не имеющих смысла. Не следует также заставлять таксистов вносить данные о машинах в специальный реестр, так как это значительно снижает потенциальную стоимость автомобиля. По мнению Корнеева, предрейсовую диагностику машины и водителя можно осуществлять с помощью опросников в приложениях агрегаторов. Он также предлагает повысить ответственность агрегаторов за безопасность всех участников перевозок, в частности, обязать владельцев цифровых платформ создать разделы, где пассажиры смогут анонимно жаловаться не только на состояние здоровья, но и на агрессивное поведение водителя.
Ранее полпред президента РФ в УрФО Артем Жога провел оперативное совещание с главными федеральными инспекторами. Одной из центральных тем стала конфликтная ситуация в городе Коркино Челябинской области.
Фото: ФедералПресс / Вера Романескул