САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 января, ФедералПресс. Объекты стратегической важности в порту Усть-Луга уплывают на Маршалловы острова?
Недавно АО «МТП Усть-Луга» без видимых причин в одностороннем порядке расторгло договор с ФГУП «Росморпорт». Кроме того, морской торговый порт прервал операторскую деятельность на многопрофильном перегрузочном комплексе «Юг-2». Обязательства по грузовым операциям на Автомобильно-железнодорожном паромном комплексе МТП переложил на неизвестных юридических лиц.
Гендиректор компании Евгений Савкин в своем письме в адрес ФГУП «Росморпорт» сообщил, что не может выполнять функции оператора МПК «Юг-2» в связи с прекращением права пользования причалами и другими объектами портовой инфраструктуры, находящимися на терминале, по независящим от АО «МТП Усть-Луга» обстоятельствам. Разорвав договор, глава МТП поставил «Росморпорт» перед фактом: теперь суда на АЖПК будут обслуживать назначенные юридические лица. Однако не указал, кто конкретно.
Примечательно, что Усть-Лугинский АЖПК – единственный в России транспортный объект, с помощью которого доставка грузов, в том числе и специальных, в Калининградскую область возможна без пересечения иностранных границ. Комплекс занимает значительную площадь (23,65 га) и включает в себя 16 железнодорожных путей. В паромы АЖПК помещается 110 автопоездов или 370 легковых автомобилей. Территория комплекса является собственностью государства в лице ФГУП «Росморпорт», а «МТП Усть-Луга» арендует там 24-й и 25-й паромные причалы.
Таким образом гендиректор АО «МТП Усть-Луга» Евгений Савкин доверил работу на федерально-значимом стратегическом объекте неизвестным людям. Советоваться с акционерами компании насчет таких перемен Савкин, конечно же, не стал. Мнение правоохранителей и госорганов топ-менеджер также предпочел игнорировать. При этом в конце 2018 года из АО «МТП Усть-Луга» были уволены все работники. После этого глава компании добровольно попросил отозвать у МТП «Усть-Луга» лицензии.
Странные действия Савкина становятся более понятными, если оценивать их в контексте неоднозначной истории с аукционом по продаже имущества банкротящейся компании ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК). Именно эта компания владеет комплексом «Юг-2», находящимся в порту Усть-Луга.
Напомним, что имущественный комплекс ТЛК в Усть-Луге предназначен для строительства портовых объектов, перевалки и размещения грузов на территории МПК «Юг-2». ТЛК два года назад принадлежал Валерию Израйлиту. А с начала прошлого года имущество ТЛК выставили на торги вместе с правами на аренду земли у Росморречфлота, Комитета по управлению имуществом Кингисеппского района Ленобласти и комитета по природным ресурсам Ленобласти. В ноябре прошлого года появилась информация, что АО «Холдинговая компания «Новотранс» стала владельцем 76,55 % акций ОАО «Транспортно-логистический комплекс».
Главным залоговым кредитором ТЛК является ООО «Новые коммунальные технологии», 45 % которого владеет петербургский бизнесмен Илья Трабер. А Евгений Савкин считается человеком, входящим в окружение Трабера. Доли владельцев НКТ отданы в залог оффшорной компании «Мэйпл Вудленд Лимитед», которая зарегистрирована на ассоциированных с США Маршалловых островах. Получается, что действия Савкина гармонируют со стремлениями Трабера по выведению компаний в офшор.
Более того, 21 декабря Илья Трабер полностью выкупил петербургскую компанию «РосЭст», которой ранее владела «Доломана», зарегистрированная на Кипре. В октябре Трабер приобрел в собственность ООО «Приморский УПК», которое планирует строить терминал по перевалке контейнеров и зерна под портом Приморск. «Приморский УПК» до бизнесмена также находился в руках «Доломана холдинг лимитед». И с приходом нового владельца ничего не изменилось – Трабер не собирается переводить в Россию свои активы и залоги.
Стоит отметить, что в 2018 году потенциальным участникам аукциона так и не предоставили документы, показывающие долговые обязательства ТЛК. Ряд СМИ рассказывал, что долги прежде всего связаны с договорами аренды и субаренды, которые с НКТ заключал Андрей Мариничев – конкурсный управляющий комплекса.
Примечательно, что НКТ выкупила у Сбербанка долги ОАО «ТЛК», которые на тот момент превышали 5 миллиардов рублей. Именно тогда НКТ стал залоговым кредитором, потребовавшим доппроцент с неустойкой за пользование заемными средствами. В результате долг транспортного комплекса вырос вдвое, сумма кредитов достигла десяти миллиардов рублей.
Кроме того, потенциальные покупатели регулярно сообщали УФАС о нарушениях, которые организаторы допускали на торгах. Аукцион постоянно отменяют якобы из-за отсутствия желающих приобрести комплекс. Однако по жалобам в УФАС понятно, что такая ситуация сложилась именно из-за того, что организатор торгов ООО «Спутник» не предоставил потенциальным участникам необходимую информацию. В результате, очередные жалобы рассматривал уже центральный аппарат ФАС России, но признал их необоснованными.
Таким образом, можно предположить, что действия Андрея Мариничева, который не может не учитывать интересы НКТ, а также «независящие от АО «МТП Усть-Луга» обстоятельства» Евгения Савкина являются звеньями одной цепи. Наводит на подозрения и то, что рабочие телефоны МТП не отвечают. Теперь нельзя даже с полной уверенностью ответить, является ли Евгений Савкин до сих пор главой «МТП Усть-Луга».
Надзорные и правоохранительные органы молчат, хотя сложившаяся ситуация явно требует их участия. Что будет с паромным комплексом и грузовым портом Ленобласти теперь – неизвестно.
Фото: pixabay.com