Самый лучший взгляд на ситуацию, как правило, оказывается, у нового человека. Количество банков, открывающих свои двери перед клиентами на территории УрФО в целом и Екатеринбурга в частности, постоянно растет. Только за последний год в регионе начали работать около десяти новых банков. При этом уже работающие на рынке организации никуда не уходят, то есть конкуренция на рынке увеличивается.
Самый лучший взгляд на ситуацию, как правило, оказывается, у нового человека. Количество банков, открывающих свои двери перед клиентами на территории УрФО в целом и Екатеринбурга в частности, постоянно растет. Только за последний год в регионе начали работать около десяти новых банков. При этом уже работающие на рынке организации никуда не уходят, то есть конкуренция на рынке увеличивается. «УралПолит.Ru» пытался выяснить, насколько, с точки зрения новых игроков, насыщен уральский банковский рынок и чего, с их точки зрения, не хватает на банковском рынке.
По данным Центробанка России на 1 июня 2012 г. в Уральском федеральном округе действует 304 филиала кредитных организаций. При этом количество внутренних структурных подразделений (операционные кассы вне кассового узла, кредитно-кассовые, операционные дополнительные офисы) на ту же дату уже превысило 3,5 тысячи, увеличившись за текущий год на 143, и это не предел. Похоже, банки не боятся осваивать новые рынки, несмотря на давно предвещаемый экономический спад. В среднем по России, по собственным расчетам «УралПолит.Ru», на 3 535 человек приходится одно внутреннее структурное подразделение банка, исключение составляет лишь Северо-Кавказский регион – см. таблицу.
Журналисты «УралПолит.Ru» провели опрос среди банков, не так давно открывших свои филиалы на территории УрФО. Мы хотели выяснить, насколько, по их мнению, насыщен банковский рынок региона, на каких услугах специализируются новые игроки, какими способами продвигают свои предложения. Главные выводы таковы: рынок насыщен, но, по-видимому, не настолько, чтобы не было места для новых игроков, а методы для продвижения услуг в целом остаются стандартными.
Все участники опроса сошлись во мнении насчет высокой конкуренции и насыщенности рынка. «Свердловская область – очень важный рынок, на котором конкуренция банков традиционно высока», – отмечает директор екатеринбургской дирекции ОАО КБ «Пойдем!» Ирина Буянова. «Рынок достаточно насыщен, конкуренция большая», – говорит руководитель кредитно-кассового офиса «На Крауля» Банка «Пушкино» Валентина Саттарова. По нашему мнению, конкуренция на рынке действительно высока. Однако напрашивается логический вопрос, если бы рынок был насыщен до предела, то открывались бы с такой скоростью новые точки обслуживания и продаж банковских продуктов? Возможно, открывались бы, но, наверное, менее высокими темпами.
Вместе с тем банкиры готовы работать и зарабатывать на рынке УрФО, а конкуренция рассматриваются больше как стимул для собственного развития, нежели как препятствие для достижения целей. «Достаточно большое количество банков на Урале не делает рынок банковских услуг менее привлекательным для вхождения на территорию новых кредитных организаций. Наличие здоровой конкуренции всегда хорошо, и это не является исключением для банков. Наличие соперника подстегивает к развитию своего бизнеса: внедрению новых технологий, подходов в работе, разработке новых продуктов, которые были бы интересны клиентам», – отмечает управляющий филиалом Азиатско-Тихоокеанского Банка в Екатеринбурге Ирина Сысолятина. Аналогичное мнение высказал и региональный директор банка «Стройкредит Олег Хоботов: «Это (конкуренция и насыщенность рынка – ред.) дает стимул расти и развиваться в направлении качества сервиса, ключевыми векторами в работе становятся: комплексный подход к обслуживанию каждого клиента (в т.ч. сотрудников корпоративных клиентов), адресный подход в работе с различными клиентскими сегментами.
По мнению участников опроса, ключевым моментом в продвижении своих услуг на банковском рынке с примерно одинаковыми финансовыми предложениями ставка делается на неценовые методы конкуренции, т.е. связанные с повышением качества обслуживания и сервиса. Это и доброжелательность сотрудника банка, его вежливость, выстраивание долгосрочных отношений с клиентом, разработка и внедрение программ лояльности. Стоит отметить, что данные методы не являются новыми и применяются всеми без исключения банками. А при значительном упрощении процедуры принятия решения, например, по кредиту для физического или юридического лица заемщику всегда надо помнить, что эффективная процентная ставка по такому кредиту будет выше. В качестве примера можно привести потребительское кредитование в офисе банка и POS-кредитование в магазине электроники и бытовой техники.
Что касается специализации новых банков, то здесь ситуация аналогична. Большинство из них универсальные, т.е. работают как юридическими лицами, так и с физическими, и делают упор на широкий спектр своих услуг. Однако некоторые эксперты отметили важность сегмента именно розничного бизнеса: «Жизнь показала, что продукты и услуги Банка для физических лиц очень востребованы на рынке Екатеринбурга», – отмечает Ирина Сысолятина. По мнению Ирины Буяновой (к слову, руководителя дирекции банка, специализирующегося на работе с частными клиентами) «в Екатеринбурге большой развивающийся сегмент частных вкладов».
Представители банковской сферы не обошли вниманием и потребителей – физических лиц. «Жители области хорошо разбираются в кредитах, у многих сложилась кредитная история», – говорит Ирина Буянова. Другой эксперт, Ирина Сысолятина отмечает возросшую требовательность клиентов и пользу от большого количества банков: «Для предприятий и жителей региона несомненным плюсом является наличие большого количества кредитных организаций. Разнообразие банковских продуктов и услуг позволяет им удовлетворить самые изысканные свои требования».
Участники опроса отметили, что уже добились определенных результатов в УрФО. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Почти все планируют открывать новые офисы обслуживания клиентов, а кто-то уже это делает.
Таким образом, конкуренция и борьба за клиента среди банков региона только усиливается. Рынок достаточен, чтобы принимать новых игроков, придерживающихся уже действующих правил игры. У потребителя в этом случае возникает больше выбора, но ему всего нужно помнить, что банк – это коммерческая структура, которая никогда не будет работать в убыток.
Соотношение количества кредитных организации и численности населения по регионам России***
Территория | На 01.01.2012 | ||
Численность населения, млн чел.* | Количество структурных подразделений кред. организаций на территории** | Среднее количество человек, приходящееся на одно структурное подразделение кред. организации | |
Дальневосточный ок-г | 6,3 | 1 701 | 3 684 |
Приволжский ок-г | 29,8 | 9 726 | 3 065 |
Северо-Западный ок-г | 13,7 | 3 790 | 3 604 |
Северо-Кавказский ок-г | 9,5 | 1 052 | 9 024 |
Сибирский ок-г | 19,3 | 5 230 | 3 683 |
Уральский ок-г | 12,1 | 3 394 | 3 578 |
в т.ч. Свердловская обл. | 4,3 | 1137 | 3 789 |
Тюменская обл. | 3,4 | 1105 | 3 131 |
Челябинская обл. | 3,5 | 829 | 4 198 |
Курганская обл. | 0,9 | 323 | 2 775 |
Центральный ок-г | 38,5 | 11 785 | 3 270 |
Южный ок-г | 13,9 | 3 832 | 3 623 |
В целом по стране | 143,1 | 43 904 | 3 535 |
*По данным Росстата
**По данным сайта ЦБ РФ
***Собственные данные портала «УралПолит.Ru»