Игроки рынка недвижимости уральской столицы встретились на одной дискуссионной площадке – ежегодной конференции «Итоги рынка недвижимости Екатеринбурга». Эксперты бьют тревогу и отмечают, что показатели продажи квартир упали до уровня 2010 года. Почему уральским риелторам рекомендуют сменить профессию и реально ли реанимировать угасающий спрос на жилье – в материале «ФедералПресс.Урал».
Игроки рынка недвижимости уральской столицы встретились на одной дискуссионной площадке – ежегодной конференции «Итоги рынка недвижимости Екатеринбурга». Эксперты бьют тревогу и отмечают, что показатели продажи квартир упали до уровня 2010 года. Почему уральским риелторам рекомендуют сменить профессию и реально ли реанимировать угасающий спрос на жилье – в материале «ФедералПресс.Урал».
Интересный год
Характеризуя ситуацию на рынке недвижимости, эксперты были крайне осторожны в высказываниях, не говоря уже о прогнозах на 2016 год. То и дело звучала фраза: «Год был интересным». За расплывчатой формулировкой, как выяснилось, скрывается и низкий спрос на екатеринбургском рынке жилья, и утрата покупательского интереса к такому продукту как ипотека.
Свое выступление президент Уральской палаты недвижимости Эдуард Богданов начал с цифр и статистики: в 2015 году в Екатеринбурге было введено 2 млн 496 тыс. кв. м жилой недвижимости (в 2014 году введено 2 млн 660 тыс. кв. м – прим. ред.). Таким образом, снижение данного показателя составило порядка 12,6 % по сравнению с прошлым годом. Как и ожидалось, пальму первенства по вводу жилья держит эконом класс – 1 млн 368 тыс. кв. м, далее следует класс «комфорт» – 1063 тыс. кв. м жилья, затем идут бизнес класс и элитное жилье: 21 тыс. кв. м и 15 тыс. кв. м соответственно.
Отложить покупку жилья до лучших времен
Председатель Совета УПН, президент РГР Татьяна Деменок рассказала о практически повсеместном снижении количества сделок с недвижимостью, начиная от Хабаровска, и заканчивая средней полосой России. Фактически, эксперты признали, что на российском рынке недвижимости господствует структурный кризис. «Я не привожу примеры по поводу политики и разных экономических факторов – вы все и так о них знаете. Но, как сказал господин Стерник (Геннадий Стерник, финансовый аналитик – прим. ред.), на которого мы все-таки равняемся, кризис начинается не с падения цен, а с падения объемов продаж», – высказалась Татьяна Деменок.
Не смогли похвастаться положительными показателями и представители банковского сообщества. По словам директора управления по работе с партнерами Уральского банка Сбербанка России Татьяны Лобовой, за год в стране было выдано на 38 % меньше жилищных кредитов, нежели в 2014 году. В Свердловской области этот показатель и вовсе снизился на 44 %. По мнению, экспертов, в том, что рынок просел, виноваты отнюдь не высокие ипотечные ставки. «Роль здесь играет все-таки общая экономическая ситуация, – говорит Лобова. – В этом году население имело возможность получить ставки на первичное жилье даже ниже, чем в 2014 году. В 2014 году в Сбербанке минимальная ставка была 15 %, в этом году – 11,4 %». Люди бы охотно брали ипотеку, если бы не сложная общеэкономическая ситуация, говорит представитель Сбербанка. Потребители либо откладывают приобретение «до лучших времен», либо и вовсе отказываются от идеи приобретения жилья в кредит.
«Клиентов меньше не стало, стало больше рисков»
Нынешний год действительно был очень сложным для уральской недвижимости. Рынок то и дело выдавал отрицательную динамику цен на фоне высокого объема предложения и низкого спроса. В 2015 году участникам рынка пришлось адаптироваться к новым жизненным реалиям где покупательской спрос оказался ниже на 20–40 %, нежели было еще год назад. По сути, говорят эксперты, рынок недвижимости вернулся к показателям 2010 года, а то и более раннего периода. Исходя из этого, вполне закономерно возникает вопрос: каким образом экспертное сообщество намерено вывести отрасль из стагнации? К великому сожалению, участники конференции не смогли дать однозначного ответа на этот вопрос. Ситуация с ответом спикеров скорее напоминала хождение сапера по минному полю: каждый боялся сделать через чур резкое заявление или прогноз. Многие либо пытались отделаться размытыми общепринятыми фразами, а то и вовсе отшучивались. «Если спрос останется на том же уровне, и будет неплатежеспособным, то мы будем оставаться в этом же диапазоне по сделкам и работать до лучших времен, – говорит Эдуард Богданов. – На самом деле, клиентов-то меньше не стало, но у них стало больше рисков и люди стали более тщательно взвешивать ситуацию. Но они готовы покупать, и мы стараемся взаимодействовать с нашими клиентами более плотно, чтобы клиентский поток сохранялся. Тем более, что ситуация на рынке достаточно интересная для покупки».
Впрочем, эксперты рынка недвижимости к сложившейся кризисной ситуации подходят с юмором. «Мы сегодня так много говорим про кризис, но я считаю, что у нас сейчас не кризис, а новая реальность, – отметил заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. – Это подтверждается тем, что разные регионы и разные отрасли в настоящий момент по-разному себя чувствуют. Понятно, что Свердловская область является выгодоприобретателем от внешней политики. А учитывая, что известный комплекс противовоздушной обороны производят на предприятии в центре Екатеринбурга, понятно, что то предприятие сейчас испытывает приток государственных и экспортных заказов. Ну что, риелторам надо переучиваться и идти на оборонный завод, как и многим из нас – деньги сейчас там», – шутливо резюмировал Болотин.
Несмотря на попытки спикеров разрядить обстановку, атмосфера в зале была более, чем напряженная. Участники конференции между собой говорили о том, что в следующем году ситуация на рынке недвижимости будет только хуже. О том, что непосредственно сам кризис наступит только в 2017 году говорил и исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников, однако эксперты побоялись обсуждать далеко не радужное будущее и предпочли не развивать эту тему.