Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

«Решение IAAF – это плевок в страну, в спортсменов, в болельщиков. Плюнули всем»

Ольга Богословская – о допинге, разочаровании в Коу, нападках на Дарью Клишину и отказе России от Игр в Рио
Ольга Богословцева уверена, что российская команда не должна отказываться от Игр в Рио
Ольга Богословцева уверена, что российская команда не должна отказываться от Игр в Рио

Скандал вокруг российской легкоатлетической сборной шокировал всю спортивную общественность. Легендарная бегунья, серебряный призер Олимпиады в Барселоне в 1992 году, ныне – самый известный комментатор всех соревнований по легкой атлетике Ольга Богословская называет решение IAAF «плевком» не только в сторону российских спортсменов, но и в сторону их фанатов, которых миллионы и которые есть во всех странах мира. Каковы шансы оспорить решение Всемирной федерации легкой атлетики в Лозанне, стоит ли Дарье Клишиной отказываться от свой детской мечты и будет ли принято решение об игнорировании Игр в Рио-де-Жанейро российской командой – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

Ольга Михайловна, стало ли для вас неожиданностью решение Всемирной федерации легкой атлетики (IAAF) об отлучении от Олимпиады российских легкоатлетов?

Безусловно, нет. Это решение было ожидаемым, поскольку IAAF в ноябре прошлого года уже выбрала определенный путь, по которому идет эта организация. Собственно говоря, они последовательны в своих действиях. И это решение было вполне ожидаемым. Мы ждем решение CAS (спортивного Арбитражного суда в Лозанне, - ред.). Оглашение будет 21 июля, вот оно будет очень важно – мы уже поймем, едем или нет на Олимпиаду.

Каков прогноз?

Знаете, я могу исходить из того мнения, которым владеет сейчас руководство отечественной Федерации легкой атлетики, они, в свою очередь, опираются на мнение юристов. Нанятые иностранные юристы (очень опытные, профессиональные) говорят о том, что у нашей сборной очень большие шансы попасть на Олимпийские игры, поскольку наконец-то IAAF определилась с критериями, на основании которых прозвучал отказ, прописанный в письмах, направленных каждому спортсмену. И эти критерии необоснованные, считают юристы. Их иск будет профессиональным, они говорят, что есть веские аргументы для того, чтобы отстоять право сборной России на участие в Олимпийских играх.

Известно, что запрет на участие в Играх связан с тем, что некоторых наших спортсменов уличили в применении допинга. Но с трудом верится, что недобропорядочными оказались только наши спортсмены.

Понимаете, в чем дело: наша страна большая. Мы сдаем огромное количество проб – чуть ли не полторы тысячи в год. Как можно сравнивать это количество с тем количеством проб, которые забираются в малых странах (скажем, сборная Украина в прошлом году, насколько мне известно, сдала всего две или три пробы)? Безусловно, из двух-трех проб никто не попадается, - это ноль, а когда сдаешь полторы тысячи… Это чисто математические раскладки.

Потом был опубликован материал, где говорилось о том, что 52 человека из российского стана дали положительные пробы, и 49 из них были на мельдонии. Но мы-то знаем прекрасно, что такое мельдоний, как он работает, что он никак не может быть включен в список допинговых препаратов. Все ученые смеются над допинговой составляющей мельдония.

Мы много раз говорили о том, что за последнее время огромное количество спринтеров, легкоатлетов были уличены в применении запрещенных препаратов. А для США, например, это главная дисциплина. Но олимпийские чемпионы, чемпионы Мира, скажем, Тайсон Гэй, Джастин Гэтлин – они до сих пор в команде. И сейчас они прошли отбор в США и будут заявлены на участие в Олимпийских играх. Все они были уличены в применении запрещенных препаратов, однако прекрасно выступают и представляют интересы сборной страны на мировой арене.

Почему такая дискриминация?

Здесь все ясно – по политическому принципу, по политическим признакам. Россия попала под обстрел и с экономической, и с политической точки зрения. Что же, спортсмены будут плестись в арьергарде этого процесса? Нет. Создалась группа инициаторов, которые и являются поводырями во всей этой кампании.

Известно, что глава международной федерации Себастиан Коу заявил, что «без русских Олимпиада будет только лучше». Мы вернулись во времена холодной войны?

Вы знаете, меня вообще Коу с каждым днем разочаровывает все больше и больше. Я никак не могу понять, как политика выдавила из него спортсмена, окончательно и бесповоротно. Он в 1980-м году был в той же самой шкуре: он должен был быть заложником политической ситуации. Однако тогда олимпийский комитет Великобритании принял решение, что, коль спортсмены потом и кровью отстаивали право своего участия в Олимпиаде (в Москве, - ред.), они должны поехать и завоевать награды. Благодаря этому решению, Коу и стал двукратным олимпийским чемпионом.

Честно говоря, я вообще не понимаю, что имеют в виду спортивные чиновники. Скажем, главная конкурентка [прыгуньи с шестом россиянки] Елены Исинбаевой [Дженнифер] Сур, представительница Соединенных штатов Америки, четко обозначила свою позицию: она сказала, что, если поедет на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро и выиграет без Елены Исинбаевой, она будет считать эту победу неполноценной. Вот так считают спортсмены. Опытные спортсмены, которые прошли уже и огонь, и воду, и медные трубы. Мне кажется, что на мнение этих людей и надо опираться. Неужели главным конкурентам Сергея Шубенкова не хочется побороться с чемпионом мира, превзойти его или уступить, но тем не менее соизмерить свои силы с лучшими аналогами, а не Бог знает с кем?

То есть мнение спортсменов должно учитываться, но в данном случае оно игнорируется?

Конечно. Понимаете, здесь не учитывается мнение спортсменов вообще. Спортсмены (все – и наши, и не наши) – просто заложники политической ситуации. Их никто не видит, их мнений никто не слышит. Даже [шестикратный олимпийский чемпион и 11-кратный чемпион мира ямаец] Усэйн Болт говорил о том, что дисквалификация целой страны – это просто нонсенс. В Олимпийской хартии, да и, собственно говоря, в своде законов IAAF, нигде на записано, что есть коллективная ответственность. Легкая атлетика – индивидуальный вид спорта. Как может копьеметатель отвечать за марафонца, если он встречается с ним только на официальных стартах – на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и Мира? Они тренируются порознь, в разных городах, в разных странах, по разным методикам. У нас 47 дисциплин! Никто не может здесь вменить коллективную ответственность, что они пытаются сделать. Это чисто политическая ситуация.

Повторюсь, я в Коу очень сильно разочарована, просто страшно. Как можно послать ответ Исинбаевой, что она не может по каким-то там критериям выступать на Олимпийских играх?! По каким критериям?! Это спортсменка, которая собирает огромнейшие аудитории. На нее приходят посмотреть люди. Это плевок не только в сторону Исинбаевой, не только в сторону конкуренток, а это плевок в сторону зрительской аудитории, тех болельщиков, которые покупают билеты на легкую атлетику, которые планируют приехать на Игры. То есть плюнули всем. Молодцы!

Из российских легкоатлетов до Олимпиады допустили, как известно, только Дарью Клишину. Понятно, что цель любого спортсмена – стать олимпийским чемпионом. Но в ситуации, когда есть запрет на выступление под флагом своей страны, когда всю команду отстранили, как должна поступить Дарья – ехать в Рио или отказаться от Олимпиады?

Вы знаете, я здесь руководствуюсь христианскими принципами: не суди да не судим будешь. Дарья не сделала ничего противозаконного. Она несла мечту попасть на Олимпийские игры всю свою жизнь. Она не попала на Олимпиаду в 2012 году. Она изменила свою жизнь, еще до возникновения этой ситуации. Она принимала личные решения, не основываясь на каких-то политических амбициях. Дарья решила, что она уперлась в какую-то стену, что ей нужно что-то поменять, поэтому она уехала в США. Но она не пленница. Она не заложница. Нельзя так относиться к спортсменке, которая не делает ничего противозаконного. Да, она попала под эти критерии. Она сама их себе писала? Нет, конечно. Да, она единственная, но нельзя сейчас, в период подготовки, вешать на нее всех собак. Не она инициировала эту ситуацию.

Здесь все пятьдесят на пятьдесят. То, что Дарье дали возможность поехать под нейтральным флагом… Слушайте, но ведь не под флагом Соединенных штатов Америки, правильно? Понимаете, идти на поводу у общественного мнения, причем не у всего общества, а у маленькой его части, не стоит.

А как видите ситуацию с Еленой Исинбаевой?

У Елены Исинбаевой другая ситуация, и я поддерживаю ее позицию полностью, двумя руками. Она говорит о том, что не поедет ни под каким другим флагом, кроме триколора, потому что она россиянка. Но Елена Исинбаева уже двукратная олимпийская чемпионка, многократная чемпионка Мира и Европы и многократная рекордсменка Мира. У Клишиной нет на счету таких заслуг. Здесь нельзя ставить на одни весы совершенно разные факторы. Иначе получится из серии: кто вам больше нравится – Чайковский или Пушкин? Любое решение, которое спортсмены принимают в этой ситуации, оно положительное. Нельзя здесь ставить каких-либо запретов. Это их жизнь: спортсменка поставит сегодня крест, потом общество забудет о ней, она не поедет на Олимпийские игры, ничего не завоюет, а к следующим играм – травма. Ну и к кому она будет адресовать?

Если бы президент страны сказал, что не надо этого делать, было бы понятно: видимо, идет какая-то большая политическая игра, и нужно свою жизнь направить под врага. Но президент не будет делать таких заявлений – это не те жертвы, которые сейчас нужно приносить. Мне кажется, люди сейчас заблуждаются. Будь они в ее (Дарьи Клишиной, - ред.) шкуре, не понятно еще, кто и как бы поступил на ее месте. Конечно, лучше, когда развевается триколор, когда звучит наш гимн, но зрительская аудитория даже в этом случае понимает, что это наш, российский человек.

На Олимпиаде 1992 года в Барселоне вы ведь тоже участвовали под флагом МОК. Сегодняшняя ситуация другая, конечно. Какие чувства тогда испытывали, не было обидно, что выступаете не под флагом России или Советского Союза?

Мы тогда не думали, под каким флагом выступали. Тогда всего так много происходило. Мы не могли влиять на эти процессы. Мы не принимали решения о расколе Советского Союза и т.д. Мы шли на поводу у той политики, которая вершилась в тот момент, но мы делали хорошо свое дело. Во всяком случае, пытались отдать свою душу и свои способности, чтобы хорошо сделать свое дело. Нашей родиной были наши семьи – это такая наша малая родина. Вы думаете, кому-то из спортсменов хочется приезжать на свою родную улицу с опущенными глазами, с опущенной головой? Вот это мерило.

Да, тогда мы выступали под флагом Бог знает чего, Бог знает, какую страну представляли (СНГ, которого даже не было никогда на карте), но все равно наши люди сейчас знают, что мы стали серебряными призерами Олимпийских игр, выступая за нашу страну.

Если бы сейчас Клишиной дали возможность выбора – под каким флагом выступать, я думаю, она ни на секунду не задумалась, и выступала бы под российским флагом. Но ведь альтернативы ей никто не предлагает. Пусть политики, юристы отстоят право участвовать под нашим флагом, и она поедет под российским флагом.

С первого скандала в очередной «допинговой серии» многих интересовал вопрос: почему наши спортивные чиновники бездействуют в этой ситуации, кто ответит за такое беспрецедентное давление на наших спортсменов? Или только со стороны кажется, что никаких мер не предпринимается?

Принимают меры. Понимаете, просто ни у кого нет опыта прохождения того пути, по которому мы идем. Поверьте, предателей нет. Все хотят, чтобы все было хорошо. Я знаю, что и [министр спорта Виталий] Мутко, и [глава Олимпийского комитета России Александр] Жуков упираются, делая одно дело. Возможно, у нас не та юриспруденция, возможно, мы имеем не очень большой вес в спортивной политике, потому что в 90-е годы все было утрачено. Построить в одночасье отношения невозможно – волшебных палочек у нас нет. Нам надо постепенно, очень скрупулезно работать над тем, чтобы мы влияли в каждой спортивной сфере. Но в одночасье это не делается. Не надо никого винить. Надо работать. Можно консолидироваться и совместно работать скрупулезно, ежедневно. Я бы не искала крайних. Вот такая у нас планида, такая у нас судьба. Что делать…

Минспорт заявил, что не будет запрещать спортсменам выступать на Олимпиаде под флагом МОК. Как вы думаете, в этой ситуации, может быть, более правильным было решение обратиться ко всем нашим атлетам и предложить вообще проигнорировать Игры? Каким бы тяжелым для них это решение ни стало.

Ни в коем случае! Все спортсмены, которые смогут выступать, они должны выступать в любом случае. Дальше мы будем набирать политический вес. Здесь нужно каждому принять свою философию, как у [олимпийский чемпион по шорт-треку] Виктора Ана: у него сначала на лезвии было написано, потом на шлеме – «No pain, no gain» (без боли нет результата). Надо такие примеры брать во внимание: человек выстоял в ситуации, когда и страна отторгла, и травма – казалось бы, все вело к тому, чтобы прекратить спортивную карьеру в одночасье. Но он выстоял, он ждал, вкалывал, он вымаливал у Бога это возвращение, которое было триумфальным в Сочи. Такие примеры надо брать.

У каждого в судьбе есть свои войны, локальные, внутренние, но надо выходит из них с честью, с достоинством, если для тебя это главное дело в жизни – соберись и борись.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.