Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

Общественную палату расколол мусорный скандал

Законопроект Минприроды «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении до конца текущей сессии, вновь стал темой дискуссии состоявшихся накануне слушаний в Общественной палате.

Законопроект Минприроды «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении до конца текущей сессии, вновь стал темой дискуссии состоявшихся накануне слушаний в Общественной палате. Эксперты считают, что внесение изменений в закон в том виде, в каком они предлагаются на рассмотрение депутатом, не только не поможет решить экологические проблемы, но и усугубит и без того очень непростую ситуацию. О подробностях скандала,  разразившегося в Общественной палате,  читайте в материале «ФедералПресс».
 
Как передает корреспондент «ФедералПресс», речь шла о законопроекте № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»». Данным законопроектом вводится понятие «утилизационный сбор». С отечественных производителей и импортеров продукции предлагается взимать плату, которая в дальнейшем должна пойти на утилизацию и переработку отходов. По оценкам экспертов, поступления только за первый год составят более 10 миллиардов рублей. Все поступающие сборы планируется аккумулировать в некоей негосударственной саморегулируемой организации. Эта организация, как следует из текста законопроекта, будет получать на свои нужды 5% от собранных средств.

Члены Рабочей группа по экологии Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни выступают с критикой данного законопроекта. По их мнению, попадание огромных сумм утилизационных сборов в частные руки приведет к отсутствию полноценного контроля за их расходованием.

По мнению члена Общественной палаты Богдана Новорока, «та структура, которая будет управлять утилизационным сбором, и создавать новую отрасль в нашей экономике, должна с первого дня находиться под непрерывным общественным контролем. Мы знаем, какой соблазн задержать на недельку миллиард рублей и прокрутить его на финансовом рынке. Боюсь, что частная структура не устоит перед таким соблазном.

Поэтому природоохранная общественность заинтересована именно в том, чтобы утилизационный сбор концентрировался и управлялся государственной структурой».

О ситуации, сложившейся вокруг поправок к проекту, одобренному Госдумой в октябре 2011 года, рассказал Константин Курченков, помощник первого заместителя председательства ГД комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Анатолия Карпова. По его словам, «появившаяся некая группа лиц во главе с заместителем главы Минприроды Ринатом Гизатулиным начала кулуарно вести беседы в части инициирования нового текста законопроекта». По просьбе Гизатулина Председатель комитета по природным ресурсам Кашин В.И. (фракция КПРФ) разослал другой текст законопроекта в ГПУ Президента РФ, ГПУ Правительства РФ и Правовое управление ГД для получения отзывов. Поправки, использованные в тексте Кашина,  к моменту рассылки не были внесены ни одним из субъектов законодательной инициативы. Нарушение устранено в результате внесенных  депутатами ГД Селезневым (ЛДПР), Парахиным (СР) и членом Совета Федерации Самойловым поправок ко второму чтению.

В этом варианте средства утилизационного сбора направляются в специальный резервный фонд, создаваемый в рамках Национального объединения саморегулируемых организаций по обращению с отходами.

Компании, входящие в Национальный союз предприятий, занятых в сфере обращения с отходами, объединились вокруг ОАО «Национальный экологический оператор», созданного «Ростехнологиями», отстаивают основную версию законопроекта.

По словам Курченкова, по инициативе Анатолия Карпова разработан альтернативный законопроект, предполагающий уплату обязательных утилизационных платежей, но в бюджет.

По мнению представителя Российского национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде («ЮНЕПКОМ») Альбины Дударевой,  государство должно само аккумулировать утилизационные платежи и организовывать в отрасли частно-государственное партнерство. «На данный момент над поправками в закон работают 7 различных рабочих групп в Минприроды, Госдуме, Совете федерации, ТПП, «Открытом правительстве» и Общественной палате. Необходимо создать одну межведомственную группу, разработать и принять Стратегию по обращению с отходами производства и потребления и дорабатывать Законопроект, в соответствии с утвержденной Стратегией», убеждена Дударева.

Негативное заключение на поправки Минприроды дало и правовое управление Администрации Президента: так, в законопроекте не учтены предыдущие замечания и предложения управления, а большинство поправок Минприроды внесено без согласования с правительством.

Законопроект Минприроды «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» Госдума планирует рассмотреть до конца текущей сессии. «ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.