Top.Mail.Ru
Экономика
Ростовская область
0

Алексей Тактаров: «Мундиаль стал импульсом для развития ИТ, на который мы отреагировали»

Пока Ростовская область на подъеме, для информтехнологий рисуют дорожную карту

К концу 2014 года правительство Ростовской области намерено сформировать дорожную карту развития отрасли ИТ в регионе. Работать над ней начали с 2012 года. На этот документ областное правительство возлагает большие надежды, ставя перед ним серьезные задачи.

К концу 2014 года правительство Ростовской области намерено сформировать дорожную карту развития отрасли ИТ в регионе. Работать над ней начали с 2012 года. На этот документ областное правительство возлагает большие надежды, ставя перед ним серьезные задачи. По словам замминистра информационных технологий и связи области Кирилла Дьячкина, дорожная карта должна способствовать наращиванию ИТ-потенциала на Дону. Участвовать в подготовке нормативной базы ИТ-сектора будет приглашен специальный совещательный орган – Совет конструкторов ИТ-систем Ростовской области, а также Общественный совет. О том, по каким направлениям планируют развивать отрасль, «ФедералПресс.Юг» рассказал член совета конструкторов ИТ, председатель общественного совета при министерстве ИТ и связи области и гендиректор компании «ЮБиТек» Алексей Тактаров.

Определиться с траекторией

– После нескольких лет работы над картой, подходя к финишной прямой, можете ли вы обозначить тот этап, к которому удалось подойти за последний год?

– Начнем с того, что правительством Ростовской области не раз предпринимались попытки создания концепции развития отрасли ИТ. Были документы, представляющие мероприятия в этом сегменте до 2010 года, потом до 2014 года. В конце 2012 года по инициативе министерства ИТ и связи Ростовской области и общественности был образован специальный Совет конструкторов ИТ-систем с различными рабочими группами. Я координирую рабочую группу, отвечающую за развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). И в прошлом году при министерстве информационных технологий и связи региона был создан Общественный совет, куда вошли, в основном, руководители тех самых рабочих групп из Совета конструкторов, а также представители крупных операторов связи. На данный момент, работая над задачей правительства по созданию концепции развития региональной ИТ-отрасли, мы подошли к этапу формирования технического задания. Ведь по сути создание концепции – полноценный НИОКР, это научная работа по госзаказу, и, согласно текущему законодательству, заказать исполнение необходимой концепции развития ИТ-отрасли возможно только через открытый конкурс. Подготовка техзадания – это основная точка, на которую потом будет опираться концепция. Сегодня мы должны определиться со всеми аспектами, которые мы планируем развивать в регионе.

– Таким образом, сейчас рабочая группа формирует сердцевину той самой дорожной карты?

– Дорожная карта – это просто план действий. Концепция же должна определять условия, при которых возможны те или иные мероприятия, должна быть отражена текущая ситуация в отрасли, рассчитываться те технологии, на которые в ближайшем будущем регион должен сделать основную ставку. Не секрет, что через два-три года будут доминировать те технологии, которые сегодня находятся в зачаточном состоянии. И сейчас мы должны прописать, что мы из этого набора планируем использовать. Грубо говоря, обозначим использование дискет для передачи сообщений – или все же «облачных» технологий. В министерстве нам указали конкретный срок – концепция должна быть готова к 28 ноября этого года. Следовательно у нас есть месяц-полтора на то, чтобы подготовить техзадание для госконкурса.

– В прошлом году в правительстве РФ была утверждена федеральная дорожная карта развития ИТ-отрасли. Насколько сильно наш регион планирует опираться на этот документ?

– Правительство РФ тоже достаточно долго работало над этим документом. Но, создав общую базу, обязало все регионы разработать свои дорожные карты, так как общая стратегия развития ИТ в первую очередь должна ориентироваться на состояние отрасли в регионах. В Ростовской области в ближайшее время есть два мероприятия, на которые региональное правительство делает основную ставку: это чемпионат мира по футболу 2018 года и строительство Южного хаба. И стратегия развития ИТ в Ростовской области также достаточно сильно с ними связана. Что дает проведение ЧМ-2018? Естественно, помимо развития спорта еще и развитие туристической отрасли, турбизнеса. И это направление непосредственным образом затрагивает и ИТ-сектор. К ЧМ-2018 потребуется создание специальных компьютерных программ, мобильно прокладывающих туристические маршруты по Ростову-на-Дону и по региону. В рамках развития туристической привлекательности региона правительство области поставило задачу по оцифровке культурного наследия в нашем регионе. И к 2018 году мы должны все эти вопросы закрыть. Через год после чемпионата будет поздно: после мундиаля туристы если и будут продолжать прибывать в регион, то явно уже не стоит ожидать такого наплыва.

– А каким образом проект Южного хаба повлиял на ИТ в регионе?

– В связи со строительством нового аэропорта было принято решение о размещении будущего регионального Технопарка в непосредственной близости от будущего аэропорта. Сейчас еще не известна дата запуска и не утверждено его местонахождение, но точно известно, что для ИТ-парка построят региональный центр обработки данных (ЦОД). На его основе будут базироваться основные ресурсы большинства ростовских ведомств и госструктур. Сегодня нам надо понять, как они будут работать и координироваться между собой. Я считаю, что будущее за виртуализацией и за «облачными» технологиями. И, на мой взгляд, в региональном дата-центре все услуги должны предоставляться посредством «облаков». Вполне возможно, что такая модель предоставления ресурсов и услуг муниципальным образованиям и ведомствам будет проводиться на условиях арендной платы. Этот аспект необходимо включить в техническое задание. И если он впоследствии будет одобрен, дата-центру эта технология будет приносить дополнительный доход.

– Какие-то рабочие идеи, где будет возведен дата-центр, уже есть?

– Вероятнее всего, в районе хаба. Помимо ИТ-парка в технопарке, скорее всего, будут представлены и другие дополнительные инновационные площадки. Выбор территории обусловлен прежде всего инфраструктурными возможностями. Технологические проекты очень сильно зависят от ресурсной составляющей. Первостепенным показателем является возможность подключения к сетям. В Ростове найти свободные или дополнительные мощности фактически невозможно, все забито. Строительство аэропорта даст этот дополнительный ресурс.
 

В приоритете «узкий» профиль

– Федеральная карта для развития ИТ-отрасли предполагает работу в четырех основных направлениях: развитие системы подготовки специалистов, разработка исследовательской базы в области ИТ, формирование инфраструктуры и создание налоговых и правовых льгот для ИТ-компаний. Из тех мероприятий, которые были вами названы, понятно, что Ростовская область активно занимается налаживанием инфраструктурного вопроса. По остальным позициям насколько регион подготовлен?

– Если начинать по порядку из перечисленного, то могу сказать, что вопрос подготовки кадров решается. Хоть и не так быстро, как хотелось бы. В процессе создания карты эти точки тоже обсуждались. В Совете конструкторов есть свои рабочие группы, которые в том числе отвечают за образование. Рабочая группа проводит специальные встречи и мероприятия с учебными заведениями, где вносит свои пожелания и поправки к образовательному процессу. К сожалению, пока многие выпускники, получившие ИТ-специальности, не работают по профессии, а выбирают другие направления бизнеса.

– В чем причина такой потери кадров? Последние исследования компании интернет-рекрутмента HeadHunter показывают, что наиболее востребованным направлением, не считая сферы продаж, является именно ИТ-отрасль. Кроме того, уровень зарплат в ИТ на порядок выше, чем в других сферах занятости.

– Я сталкиваюсь с тем, что на сегодняшний день выпускники вузов не готовы, чтобы на них возложили серьезные задачи. Кроме опыта им не хватает прикладных знаний, умений, приближенных к реальности. В университетах они в основном изучают фундаментальные науки и получают знания, далекие от потребностей современного бизнеса.

– Эта проблема характерна только для нашего региона?

– На мой взгляд, это повсеместная проблема всероссийского масштаба. Более того, такая ситуация наблюдается не только в ИТ, но и в других технологических отраслях.

– И все же в этом году Ростовская область стала первой в ЮФО по внедрению инновационных технологий. И сфера ИТ с этими достижениями неразрывно связана. И как тогда соотнести проблему кадрового голода и результат работы тех самых молодых умов, которые презентуют свои инновационные решения и работы на различных стартап-проектах?

– Этого объема рабочих рук и умов просто недостаточно. Спрос все равно больше. К тому же все участники стартапов по сути дела – это будущие молодые предприниматели. Будущим предпринимателям тоже нужны рабочие руки и хорошие специалисты. Стартаперы решают вопросы самозанятости, не всегда у них все получается, но они пытаются. Если говорить об образовательной части и ее соотношении с рынком труда, у нас действительно очень много инноваций. Именно потому, что в вузах очень качественно преподают фундаментальную науку, заставляя молодых людей думать и генерировать новые идеи. Но компаниям требуются узкие специалисты (тестировщики, архитекторы, менеджеры проектов) и широкие специалисты (грамотные разработчики, знающие современные языки программирования, и инженеры, обладающие знаниями и опытом работы с новейшим оборудованием). Не каждый вуз может похвастаться, что выпускает таких специалистов.

– Есть какие-то идеи по выравниванию этого дисбаланса?

– Мы прорабатываем варианты взаимного сотрудничества вузов и ИТ-компаний, чтобы у студентов учебный процесс был совмещен с получением практических знаний. В свою очередь, компании смогут напрямую влиять на подготовку тех специалистов, которых требует сегодня или завтра рынок.
 

Не наступить на грабли пионеров

– При разработке проектов ИТ-парков планируете ли вы привлекать тот опыт, который был получен в других российских регионах? Ведь та же Казань или Калининград имеют довольно мощные региональные ИТ-парки.

– Да, эта тема сейчас у многих в приоритете. Первой, конечно, затронула ее Казань. И ей пришлось первой наступить на грабли, с которыми всегда сталкиваются регионы-пионеры. Наша главная задача – учесть все ошибки и избежать их.

– А с какими конкретно проблемами столкнулись в регионах?

– Мне известно, что в Казани поступили следующим образом: сначала построили региональный ЦОД, вложив в него внушительные средства, а потом уже начали приглашать резидентов. И какое-то время мощности дата-центра простаивали. В Ростове мы будем рекомендовать строить модульный ЦОД и наращивать ресурсы по мере потребностей. Это принципиально другая модель. Сначала мы выстраиваем технологический фундамент: оснащаем центр питанием, системами охлаждения и пожаротушения, а мощности наращиваем в процессе поступления запросов, в несколько очередей. Наша задача – не тратя лишних средств, сделать технологии по потребностям. Помимо модульного ЦОДа стоит обратить внимание на привлечение резидентов в ИТ-парк. Сегодня в стране пока достаточно остро стоит вопрос наполняемости ИТ-парков.

– То есть проблема привлечения резидентов тоже существует?

– Безусловно. Создание площадки с инфраструктурным решением – фактор важный, но недостаточный для привлечения резидентов. И задача нашего технопарка – привлечь компании, которые смогли бы стать не только региональными лидерами, но в перспективе и занять нишу на федеральном и международном уровне. Для этого будущий ИТ-парк должен быть привлекательным для стартапов и иметь все условия для их развития.

– Международные компании могут зайти в технопарк в качестве резидентов, как это зачастую происходит в промышленных парках?

– Это крайне сложная и даже почти невозможная задача. Во-первых, сегодня происходит определенный кризис в отрасли. И если до недавнего времени ведущие производители инвестировали в свое развитие в регионах, то сейчас ситуация поменялась коренным образом. И на сегодняшний день для того, чтобы привлечь компании международного уровня, надо суметь предложить им выгодные и интересные для них условия. Надо понимать, что основные технопарки в мире уже построены, мы же догоняем международный рынок в очередной раз. Проблема в том, что те механизмы и технологические решения, которые требуются для передовых ИТ-компаний и которые давно применяются в ИТ-парках международного уровня, для нас либо заоблачно дороги, либо банально неприменимы. Так как уровень развития самих технологий в нашей стране не настолько высок.

– Получается, что чемпионат по футболу стал основной причиной, почему регион взялся за развитие ИТ?

– Не совсем так. Мундиаль скорее стал для нас импульсом, на который мы отреагировали. Наша страна не так давно пережила большое мероприятие международного уровня – Олимпиаду-2014. Безусловно, при ее подготовке использовались самые передовые технологии. Но в первую очередь решался вопрос обеспечения. В итоге сегодня мы имеем большой Олимпийский кластер в Адлере. И это безусловный вклад в развитие спорта и туризма. Но эти шаги не способствовали развитию ИТ-отрасли. Специального ИТ-кластера в Сочи не создано. То же самое может произойти и в случае с чемпионатом по футболу. Наша задача скоординировать действия, организовать создание ИТ-парка, пока область находится на подъеме. Важно использовать эту благодатную ситуацию.

– Кроме предоставления инфраструктуры и площадки для размещения ЦОДа планирует ли правительство использовать какие-то механизмы для привлечения бизнеса? Дорожная карта предполагает предоставление налоговых и правовых преференций для потенциальных резидентов парка?

– В перспективе – возможно. Пока о конкретных льготных условиях говорить преждевременно. Регион достаточно активно поддерживает развитие сектора малого и среднего бизнеса, существуют отдельные программы по субсидированию инновационного производства. Безусловно, нам бы хотелось, чтобы существовал отдельный проект поддержки ИТ-сектора. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Пока это решения на федеральном уровне. К последним стимулирующим мероприятиям можно отнести принятые Госдумой поправки о малых ИТ-предприятиях: снижение порога численности ИТ-компаний с 50 до семи человек. И я знаю, что многие компании в нашем регионе поспешили воспользоваться этими изменениями, зарегистрировали свои компании и вышли из тени. Требовать преференций от региональной власти можно будет, когда работа ИТ-сектора станет ясно видна. Пока же сложно предположить, какими темпами будет развиваться отрасль в случае предоставления льгот, какой возврат в виде налогов получит региональная казна. И намерения правительства по созданию стратегии, которая бы проясняла реальную картину в регионе, своевременны. Впоследствии, когда будет определено направление движения, я уверен, отрасль получит дополнительные условия, что послужит толчком к развитию.


Юлия Дементьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.