Утром 19 сентября Баку заявил о начале «антитеррористических мероприятий» локального характера в Карабахе для «восстановления конституционного строя». В качестве причин назывались провокации со стороны Армении. Между тем Ереван утверждает, что в Карабахе нет подразделений армянской армии. В качестве третейского судьи призывают уже не Россию, а США. Чем опасно разногласие государств из-за спорной территории и почему в нем не будет выигравших – в материале «ФедералПресс».
Что произошло
В сентябре 2022 года Совет Безопасности Армении официально обратился к России за помощью в связи с обострением конфликта на границе с Азербайджаном. Как сообщается в telegram-канале правительства республики, необходимо дать ответ «агрессивным действиям Азербайджана против суверенной территории Армении».
Такой поворот может стать угрозой нестабильности на всем Кавказе. Он опасен тем, что способен превратить локальный конфликт во «второй фронт» и гибридную войну при противостоянии России и Запада, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов. По его словам, на Кавказе сосредоточены интересы многих зарубежных держав, в том числе США, Турции, Ирана.
«Кавказ может стать плацдармом НАТО для антироссийских действий, как это случилось со странами Прибалтики. Это опасная тенденция, поскольку западные страны, Европа и Украина спят и видят, чтобы на Кавказе был открыт «второй фронт», – считает Шаповалов.
Через год напряжение перешло в стадию эскалации. В рамках «локальных антитеррористических мероприятий» азербайджанская армия 19 сентября 2023 года применила высокоточное оружие с целью ликвидации позиций ВС Армении, огневых точек противника, боевых средств и военных объектов.
Причины конфликта
Истоки противостояния двух стран восходят ко временам молодого СССР, когда начальники в Москве включили Нагорно-Карабахскую автономную область в Азербайджан, хотя армяне считали ее исторически своей территорией. На момент передачи автономии там проживало 94 % армян и только 6 % азербайджанцев. Позже президент Азербайджана Гейдар Алиев провозгласил своей политикой вытеснение армянского населения с территории Карабаха.
«Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось», – не раз заявлял Алиев. Этой же политики придерживается нынешний президент Азербайджана Ильдар Алиев-младший.
Как отмечает преподаватель МПГУ Владимир Шаповалов, новый конфликт, произошедший в 2020 году между Арменией и Азербайджаном, завершился тем, что международное сообщество в очередной раз подтвердило, что Нагорный Карабах и Степанакерт не являются территорией Армении. Остановлено вооруженное противостояние было только после непосредственного вмешательства президента России Владимира Путина. На него и на ОДКБ до сих пор возлагают надежды по прекращению нового конфликта.
Кто заинтересован в эскалации
Эксперты отмечают, что объективного смысла в войне для самих участников нет. Баку не победит, но и Армения от конфликта ничего не выиграет. Тут интересантами могут выступать Турция, которая готова оказать поддержку Азербайджану. В том числе и оружием. Не против такой помощи и США, хотя формально госсекретарь США Энтони Блинкен еще осенью 2022 года призвал Армению и Азербайджан «немедленно прекратить враждебные действия», пишет РИА Новости.
У Анкары может быть желание «ответить» Москве за обиду: она не дала «отрезать» от Сирии кусок, населенный турками. В планах президента Реджепа Эрдогана было разделить исчезнувшее государство с соседями. Кроме того, если Азербайджан начинает резню в Карабахе, то автоматически отходят на второй план постоянные обвинения в геноциде армян со стороны самой Турции. Эрдоган в таких условиях уже заявил о необходимости покончить «с оккупацией Арменией территории Азербайджана».
Ранее «ФедералПресс» писал о том, что глава российского МИДа Мария Захарова объяснила, как решить конфликт в Карабахе мирным путем. Позже она заявила, что Азербайджан проинформировал российских миротворцев о начале антитеррористической операции всего за несколько минут до ее начала. Также мы узнали, что думает об операции Азербайджана в Карабахе политолог Павел Данилин.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова