Участникам выборов в Госдуму-2016 придется столкнуться с явлением так называемого блуждающего электората. Одним из подтверждений тому стали праймериз «Единой России»: внушительная часть избирателей принимала решение о поддержке того или иного кандидата непосредственно на избирательном участке. По словам председателя правления Фонда развития гражданского общества Константина Костина, фактор блуждающего электората сильно преувеличен. Межпартийная схватка развернется не за тех граждан, кто еще не сделал свой выбор, а за тех, кто уже сегодня в нем сомневается, считает эксперт. Своей точкой зрения он поделился с «ФедералПресс».
«Блуждающий избиратель существовал на всех выборах. К слову, таких избирателей очень немного. Коллеги-политтехнологи любят преувеличивать этот фактор, чтобы получать дополнительные бюджеты на мобилизацию последней недели, последнего дня и последнего часа [голосования]. Это исключительно бизнес, который никак не подтвержден – ни научно, ни социологически.
Безусловно, сложившиеся базовые электораты партий скоро придут в некоторое движение. «Единая Россия» окажется под огнем критики – все против одного. И этот «один» такой большой, что в результате кампании некоторые падения рейтинга начнут, наоборот, отыгрываться. То же самое будет происходить с рейтингами других основных партий.
Действительно, существует два-три процента избирателей, которые могут сильно добавить голосов какой-то оппозиционной партии, если они консолидировано примут такое решение. К примеру, если захотят поставить точку в вечном споре коммунистов и либерал-демократов: кто окажется на втором месте. Или же решить, кто окажется на третьем месте – «Справедливая Россия» или ЛДПР. Избиратели могут существенно помочь партии «Яблоко», которая громко заявляет, что вернется в федеральный парламент, но пока,кроме как пройти за счет одномандатников, никаких других шансов у них на это нет.
Как только кто-то пытается консолидировать таких людей в некое русло, чтобы они голосовали за представителей той или иной партии, блуждающие избиратели переходят в категорию ситуативного электората. Это те граждане, которые сейчас не поддерживают никого, но в зависимости от ситуации будут готовы проголосовать за ту или иную партию. При этом они определятся со своим выбором гораздо раньше, чем в последний день голосования. К слову, этот электорат гораздо важнее и таких людей намного больше – от 5 до 20 процентов в зависимости от уровня выборов. Именно за этих избирателей идет межпартийная борьба в последний месяц избирательной кампании».