Top.Mail.Ru
Политика
Россия и мир
0

Первый тур комом / Свердловская власть получила сигнал и должна активизироваться

Несмотря на то, что второй тур на выборах губернатора прогнозировался с самого начала, итоги воскресного голосования приводят к неутешительным выводам.Во-первых, власти явно расслабились и занялись междоусобной борьбой.Во-вторых, долгожданный союз с Единой Россией не принес успеха ни одной из сторон.Кроме этого, выборы выбили козырь Бориса Чойнзонова, раскрыли планы Виктора Якимова и оставили множество вопросов о дальнейшей политики власти.Все коллизии - в материале УралПолит.Ru.О том, что выборы губернатора пройдут в два тура - не сказал только ленивый.Хотя в штабе действующего губернатора Эдуарда Росселя до последнего момента надеялись, что голосование пройдет в один тур.Однако этого не произошло.В штабе утверждают, что всему виной срыв явки избирателей.Действительно, даже в 18 часов выборы главы области не были признаны состоявшимися - территориальные избиркомы отчитались о появлении на участках всего 24,42% свердловчан, от числа избирателей внесенных в списки.И хотя в итоге на участки пришли более миллиона избирателей, по сравнению с выборами губернатора в 1999 году, их число было примерно на 10% ниже.Почему так произошло в принципе понятно.В Екатеринбурге на срыв явки работала вся городская администрация, которая рассчитала, что если выборы не состоятся, Кремль изменит свое отношение к Эдуарду Росселю, посчитав, что он не контролирует ситуацию в области, и снова обратит свой взор к мэру города Аркадию Чернецкому.Именно ради достижения этой цели, по данным наблюдателей, последние две недели районные администрации Екатеринбурга целенаправленно работали на срыв явки - все бюджетники были предупреждены, что выборы не должны состояться.Кроме этого, по городу был запущен слух, что в случае победы Росселя в первом туре отопительный сезон в Екатеринбурге не начнется, а горячая вода исчезнет из кранов уже 8 сентября.Почему так произойдет, не объяснялось, но если посмотреть на явку в самых неблагополучных с точки зрения ЖКХ районах (Железнодорожном и Орджоникидзевском) горожане, пусть и частично, но в возможность

Несмотря на то, что второй тур на выборах губернатора прогнозировался с самого начала, итоги воскресного голосования приводят к неутешительным выводам.

Во-первых, власти явно расслабились и занялись междоусобной борьбой.

Во-вторых, долгожданный союз с "Единой Россией" не принес успеха ни одной из сторон.

Кроме этого, выборы выбили козырь Бориса Чойнзонова, раскрыли планы Виктора Якимова и оставили множество вопросов о дальнейшей политики власти.

Все коллизии - в материале "УралПолит.Ru".

О том, что выборы губернатора пройдут в два тура - не сказал только ленивый.

Хотя в штабе действующего губернатора Эдуарда Росселя до последнего момента надеялись, что голосование пройдет в один тур.

Однако этого не произошло.

В штабе утверждают, что всему виной срыв явки избирателей.

Действительно, даже в 18 часов выборы главы области не были признаны состоявшимися - территориальные избиркомы отчитались о появлении на участках всего 24,42% свердловчан, от числа избирателей внесенных в списки.

И хотя в итоге на участки пришли более миллиона избирателей, по сравнению с выборами губернатора в 1999 году, их число было примерно на 10% ниже.

Почему так произошло в принципе понятно.

В Екатеринбурге на срыв явки работала вся городская администрация, которая рассчитала, что если выборы не состоятся, Кремль изменит свое отношение к Эдуарду Росселю, посчитав, что он не контролирует ситуацию в области, и снова обратит свой взор к мэру города Аркадию Чернецкому.

Именно ради достижения этой цели, по данным наблюдателей, последние две недели районные администрации Екатеринбурга целенаправленно работали на срыв явки - все бюджетники были предупреждены, что выборы не должны состояться.

Кроме этого, по городу был запущен слух, что в случае победы Росселя в первом туре отопительный сезон в Екатеринбурге не начнется, а горячая вода исчезнет из кранов уже 8 сентября.

Почему так произойдет, не объяснялось, но если посмотреть на явку в самых неблагополучных с точки зрения ЖКХ районах (Железнодорожном и Орджоникидзевском) горожане, пусть и частично, но в возможность такого развития событий поверили.

Яростные сторонники Эдуарда Росселя убеждены, что и во второй причине низкой явки - массовом выезде горожан на огороды и картофельные поля - также виноват глава города.

Утверждают, что существует золотое правило - не назначать выборы с 1 по 10 сентября, поскольку в это, еще теплое для Урала время, свердловчане в массовом порядке едут выкапывать свой второй хлеб - картофель.

По закону, выборы главы области должны были пройти не 7, а 14 сентября, поскольку в 1999 году губернатор был избран 12 сентября.

Однако депутат ППЗС Аркадий Чернецкий настоял на назначении выборов именно на 7 сентября.

Тогда этому факту никто (даже председатель облизбиркома Владимир Мостовщиков) не придал значения, но уже за неделю до голосования - стало ясно, что хорошая погода и привычка выкапывать картофель помешает победе в первом туре.

Впрочем, данное объяснение больше похоже на отговорку.

Если сравнивать итоги выборов губернатора в Свердловской и Омской областях, то станет ясно, что дело тут не только в погоде и картофеле.

Омский губернатор Леонид Полежаев получил в первом же туре 55% голосов, несмотря на тридцатиградусную жару и не меньшую любовь своих избирателей к клубням.

Возникает резонный вопрос: почему избирательные штабы не организовали необходимую для победы в первом же туре явку?

Наш экспертный канал давал ответ на этот вопрос задолго до объявления итогов выборов.

Проблема в разобщенности между предвыборным штабом областного движения "Преображение Урала", исполкомом "Единой России" и ФПГ.

Еще когда было заключено соглашение о сотрудничестве между "ПУ" и "ЕР" было ясно, что двум командам сработаться будет тяжело.

Дело в том, что каждая из них по определению должна бороться с другой, желая получить по итогам выборов как можно больше наград.

Так оно и вышло: считая, что Россель победит в любом случае, активисты того же "Преображения Урала" вместо активной работы приняли решение вести кампанию без серьезной агитации и с использованием старых наработок.

Основное же время было потрачено на слежку за "Единой Россией", попытки предупредить любую инициативу партии и не дать ей реализоваться, чтобы не упустить будущие награды.

Крайне плохие позиции губернатора в Нижнем Тагиле - закономерный итог этой игры, из-за которой и здешняя "звезда" Сергей Носов не смог поправить позиции губернатора, и отобравший у него инициативу руководитель секретариата губернатора Николай Данилов видимо не достаточно сделал для победы.

Тагильчане просто пришли и проголосовали, как бог на душу положит - позиции Бакова, Вихарева и "против всех" в этом городе практически идентичны.

Бесшабашная уверенность в победе губернатора на этих выборах стала причиной еще для целого ряда провалов.

Так, нежизнеспособным оказался институт доверенных лиц, большинство из которых практически не работали, не проводили встреч с избирателями, считая, что их статус уже гарантирует блага и почести после выборов.

Не лишним будет снова напомнить о Нижнем Тагиле, где у Эдуарда Росселя было аж четыре доверенных лица (директора трех крупнейших предприятий города и мэр), и где показатели главы области весьма средненькие.

Возможно, что низкие показатели Росселя по Тагилу и не помешали бы ему выиграть в первом туре, но тут постарались другие крупные города области.

В частности, Каменск-Уральский, Серов и Первоуральск.

Рассматривать их стоит по величине.

Третий город области Каменск-Уральский вообще уникален.

До сих пор мало кто понимает, почему столица "СУАЛ-холдинга" проголосовала так плохо.

Если в других городах алюминиевой корпорации порог в 25% был преодолен еще днем, а в том же Краснотурьинке облизбирком зафиксировал невиданный доселе рост активности избирателей (в 1999 году здесь проголосовало меньше горожан, чем этой осенью), то в Каменск-Уральском порог был преодолен только вечером.

По одной из версий, причина в мэре города Викторе Якимове, который в очередной раз решил проявить себя и начал играть в собственные игры, о которых наш экспертный канал также писал.

Своя игра была и у владельца Первоуральского новотрубного завода Зелимхана Муцоева.

Первоначально планировалось, что за Первоуральск на этих выборах будет отвечать "Единая Россия", однако господин Муцоев взял управление под свой контроль.

Сделано это было видимо для того, чтобы показать, насколько мощен ресурс промышленника и что именно он должен стать кандидатом в Госдуму по Первоуральскому округу от "Единой России" и областных властей.

Правда, по итогам кампании ясно, что влияние у заводчика не велико - явка в Первоуральке самая низкая по области - 24,21%.

Данные результаты уже стали поводом для анализа административных возможностей Муцоева.

Свои странности есть и в Серове.

Конечно, в 1999 году кандидат Александр Бурков обыграл здесь Эдуарда Росселя, поскольку был близким другом здешнего героя Антона Бакова.

Однако с прошлого года, когда на выборах в областную думу список Эдуарда Росселя набрал в два раза больше, чем список Бакова, город был занесен в территории, контролируемые областной властью.

На этих же выборах город снова показал свой характер, и, несмотря на активную работу со стороны владельца местного металлургического завода - УГМК - проголосовал за своего героя, который опередил главу области на 20 с лишним процентов.

Именно поэтому, весьма интересна победа Эдуарда Росселя в Екатеринбурге, который до прошлого года считался территорией Аркадия Чернецкого.

Во всех семи районах за Росселя проголосовало подавляющее большинство жителей.

Такой поворот событий уже проанализирован.

Утверждают, что больше всего от этой победы выиграл вице-премьер областного правительства Юрий Осинцев, назначенный начальником штаба Росселя по Екатеринбургу.

Благодаря хорошим показателям он смог нанести упреждающий удар по своему возможному противнику - кандидату в мэры от областных властей, первому вице-премьеру Вениамину Голубицкому.

Эксперты утверждают, что Голубицкий, отвечающий за финансирование кампании долгое время отказывался финансировать акции Осинцева.

По крайней мере, сторона начальника штаба списывает отсутствие активной работы именно на Голубицкого.

Если подобное имело место быть, то очевидно, что схватка выиграна Осинцевым и в глазах Росселя именно он является кандидатом в мэры.

Правда по прежнему не единственным, поскольку второй претендент - Ян Габинский считается самым активным и эффективным из всех доверенных лиц губернатора.

Так, что у мэра Чернецкого по-прежнему два конкурента от областной власти - решение о том, кто из них останется, а кто снимется, будет принято уже после второго тура выборов.

Стоит отметить, что победа в Екатеринбурге силами штаба Осинцева также нанесла серьезный удар по главе бюджетного комитета облдумы Борису Чойнзонову, который благодаря итогам выборов в облдуму в 2002 году, считался единственным человеком, способным победить Чернецкого в Екатеринбурге.

Теперь он уже не единственный, и на каких условиях будут вестись с ним переговоры - большой вопрос.

А вот то, что именно Россель победит 21 сентября - уже не вопрос.

Тот же Александр Бурков в 1999 году имея схожие в Баковым результаты в первом туре, во втором получил всего 28,26%, тогда как за Росселя проголосовало свыше 60% избирателей.

По имеющимся у нас данным, Андрей Вихарев, занявший по итогам выборов третье место, и его спонсор Павел Федулев намерены обратиться к администрации губернатора с предложением о сотрудничестве.

Вихарев отдает Росселю свой электорат, а тот гарантирует Федулеву свободу и богатство, а Вихареву - мандат депутата Госдумы.

Пока переговоры не начаты, но в областном правительстве утверждают, что готовы рассмотреть любые предложения.

По одной из версий, голоса Вихарева может приобрести мэрия Екатеринбурга.

В таком случае они также отойдут Эдуарду Росселю, но в обмен на отказ от выдвижения своего кандидата на пост мэра Екатеринбурга.

Политолог Вадим Дубичев уверен, что при любом раскладе электорат Андрея Вихарева не сможет оказаться в распоряжении одного кандидата, а, скорее всего, будет разделен между Эдуардом Росселем и строкой "против всех".

Именно последний факт и должен сейчас волновать свердловские власти.

Количество протестного электората растет в области, как на дрожжах.

На нынешних выборах против действующей власти проголосовали свыше 47% избирателей.

Это электорат Антона Бакова, верящий в борьбу с мафией, Андрея Вихарева, желающий обновления власти, и даже Юрия Кузнецова, который запал в сердца многим свердловским бюджетникам, и смог набрать фантастические для себя 7,2%. Обращает на себя внимание и нестабильность электората Эдуарда Росселя - хотя в процентах видна положительная динамика (1995 год - 26%, 1999 год - 38%, 2003 год - 42,8%), фактически за губернатора проголосовало на

50 тысяч человек меньше.

В тоже время число голосовавших против всех выросло в три раза.

Если в достаточно прохладный день 29 августа 1999 года такой выбор сделали 4,81% избирателей (67124 человека), то в погожий денек 7 сентября 2003 года, когда большинство свердловчан отдыхали на природе, 12,7% избирателей (145781) целенаправленно пришли и проголосовали "против всех".

Данная тенденция, естественно, отслежена и на федеральном, и на местном уровне.

Ясно, что федеральный центр ждал яркой победы в регионе, надеясь на то, что альянс партии власти и политического тяжеловеса даст отличные результаты для обеих сторон.

Поэтому сейчас встает вопрос, что сыграло решающую роль в недоборе процентов Росселя для прохождения в первом туре.

По данным источников, рассматриваются следующие обстоятельства: длительный период неопределенности в отношениях между центром и Росселем, реальная популярность и влиятельность "Единой России", брэнд которой использовался в качестве эксперимента на выборах губернатора, неэффективное использование административного ресурса властью, и, конечно, несогласованность действий между поддерживающими Росселя партиями, ФПГ и командой губернатора.

Ясно, что в ближайшее время все стороны союза будут изучать эти причины и делать все для их устранения, что позволит избежать подобных ошибок на выборах в Госдуму и президентской кампании.

Другое дело - политическая ситуация в области.

Слишком большое число протестного электората может привести к тому, что на выборах в областную думу появится кандидат, соответствующий чаяниям этой части общества, который и соберет сливки.

И тогда уже оппозиционные PR-кампании не обойдутся без участия ФПГ.

Отношения областных властей и ФПГ, видимо, будут также пересмотрены в пользу выработки более тесной и согласованной работы по ключевым экономическим и политическим вопросам, так или иначе отражающимся на настроениях электората.

По мнению экспертов, одной из оптимальных моделей выстраивания отношений может стать федеральная политика равноудаленности крупных финансово-промышленных структур от власти.

О том, какие выводы сделает власть, мы узнаем 21 сентября.

"УралПолит.Ru" будет следить за развитием событий. ° 2003 | www.uralpolit.ru | Михаил Вьюгин



Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.