ФСБ при поддержке Росгвардии задержала генерального директора «Корпорации развития» Сергея Маслова и его заместителя Владимира Караманова – их подозревают в хищении миллиарда рублей. Эксперты расходятся во мнениях, что стало реальной причиной преследования топ-менеджеров. Одни отрицают политическую подоплеку, другие, напротив, указывают, что самый масштабный инвестиционный проект на Урале оказался в центре борьбы влиятельных кланов. Что стоит за обвинениями в растрате и хищении в особо крупном размере, выяснял «ФедералПресс».
Обыски с кувалдой
Задержания топ-менеджеров Корпорации проходили в лучших традициях современной криминальной хроники. В коттедж топ-менеджера «Корпорации развития» Сергея Маслова силовики постучались в среду вечером, вскоре после выемки документов в офисах. Источники на условиях анонимности сообщают, что к визиту представителей правоохранительных органов Маслов готов не был, пропускать полицейских в дом отказывался до тех пор, пока один из бойцов Национальной гвардии не разбил окно коттеджа кувалдой. В другом не менее элитном коттедже заместитель главы корпорации Владимир Караманов открыл дверь без боя.
В самой «Корпорации развития» арест руководства пока не комментируют. «Я в отпуске и ситуацию застал в дороге. Связаться ни с кем не могу, телефоны молчат. Ни подтвердить, ни опровергнуть ситуацию я не могу», – заявил «ФедералПресс» заместитель гендиректора компании Тимур Хакимов.
Обвинение
Топ-менеджеров «Корпорации Развития» подозревают в хищении миллиарда рублей. Как установили сотрудники правоохранительных органов, в октябре 2014 года, незадолго до отзыва у «Народного кредита» лицензии, Маслов и Караманов вложили в него более 1 млрд руб., полученные от регионов УрФО, которые являются акционерами «Корпорации развития». По данным следствия, деньги при содействии руководителей банка были выведены в офшоры на Кипре и частично инвестированы в личные проекты руководителей АО.
Деньги Корпорации
Проект «Урал промышленный – Урал полярный» появился в 2007 году, но впервые продемонстрировал прибыль только в 2011-м, она составила 188 миллионов рублей. Тогда у ключевых инвесторов – регионов УрФО – появились вопросы из-за ухода от реализации первоначальных глобальных планов проекта и из-за криминальных скандалов. В Свердловской области был поднят вопрос о выходе из проекта – в 2011 году регион вложил в него 675 миллионов рублей из бюджета. ХМАО-Югра готовилась к списанию 2,5 миллиарда рублей, Тюменская область и Ямал несли убытки по 500 миллионов рублей из-за проекта «Полярный кварц».
К тому моменту в арбитражных судах Среднего Урала и ЯНАО были иски о банкротстве нескольких «дочек» «УП-УП» и Корпорации, а также проводились расследования в отношении гендиректоров подрядных компаний корпорации ОАО «Мостострой-13» и ООО «Сигма» Владимира Горшкова и Михаила Черепанова и бывшего гендиректора ОАО «Полярный кварц» Александра Митрофанова. В компании от скандалов абстрагировались и не комментировали их в СМИ.
В конце 2012 года произошла перезагрузка проекта – он был переименован в «Корпорацию развития». Работа компании за 2012 год была признана удовлетворительной, председателем наблюдательного совета стал заместитель полпреда президента в УрФО Борис Кириллов, который заявил о разработке стратегии на 2013–2016 годы. Приоритетными проектами остались строительство Северного широтного хода, создание инфраструктуры нефтепровода Заполярье – Пурпе, возведение ТЭС «Полярная» в Салехарде.
Автомобильная часть моста через Надым была открыта в сентябре 2015 года
В мае 2013 года на должность гендиректора был назначен Сергей Маслов. Вскоре «Корпорация развития» увеличила уставной капитал почти на 4 миллиардов рублей. В феврале 2014 года Маслов дал «Интерфаксу» большое интервью, в котором обозначил планы компании. В том же году, по его словам, должны были решить все вопросы по строительству ТЭС «Полярная». Тогда же он заявил, что все основные средства Корпорации брошены на Северный широтный ход, который из-за климатических особенностей предполагалось построить в течение трех лет. Мост через реку Надым также планировалось сдать в 2014 году.
На сегодняшний день ни один из этих проектов не реализован до конца. Осенью 2016 года губернатор ЯНАО только заключил соглашение с РДЖ о строительстве Северного широтного хода. Фактически построена только автомобильная часть моста через реку Надым, который входит в СШХ. Железнодорожная часть моста через Надым не будет построена в этом году, так как ее возведение решили синхронизировать с железнодорожной частью СШХ. При этом подрядчик «Мостострой-12» подал иск в суд на «Корпорацию развития», потребовав 1,8 миллиарда рублей долга за выполненные, но не принятые работы, проведенные в 2014 году и ранее. В январе этого года компания «УралСтройТехнологии» (входит в «Корпорацию развития») подала встречный иск к «Мостострою-12», требуя взыскать 2,468 млрд рублей необоснованного обогащения и 65,608 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
В ТЭС «Полярная» на 2015 год было инвестировано более 12,4 млрд рублей. Из них заемные средства – 8,9 млрд рублей, средства корпорации – 3,5 млрд рублей. Было закуплено лишь основное импортное оборудование и 65 % вспомогательного оборудования. Фактически проект заморожен.
В ТЭС «Полярная» было инвестировано 12,4 млрд рублей, но сейчас проект фактически заморожен
Последняя опубликованная финансовая отчетность «Корпорации развития» датируется 2014 годом. Чистая прибыль компании в 2014 году составила 2,8 миллиона рублей (в 2013 году прибыль составила 43,4 миллиона рублей). Акционерами Корпорации являются правительства Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Согласно отчетности за 2009–2016 годы, правительства Свердловской и Челябинской областей напрямую акциями компании не владели.
Друг Тимченко
Почему, несмотря на многолетнюю череду скандалов, громкие задержания и разоблачения происходят именно сейчас? Не стоят ли за этим интересы каких-либо влиятельных сил? На эти вопросы эксперты отвечают по-разному.
По мнению Евгения Минченко, руководителя холдинга «Минченко консалтинг», сначала с «Уралом промышленным – Уралом полярным», а потом и «Корпорацией развития» было связано очень много утечек и скандалов. «То, что там не все гладко, было известно достаточно давно, – отметил Минченко, – Теперь вопрос в политических последствиях. Я не знаю, насколько глубоко во времени копают силовики, потому что могут возникнуть вопросы и к тем высокопоставленным чиновникам, которые стояли у истоков этой корпорации».
«Ощущение такое, что проект «Урал промышленный – Урал полярный», если изначально он затевался иначе, то в какой-то момент оказался в этой категории: строить ничего не будем, потому что не умеем и не хотим, а распилить бюджетные средства – это самое оно. Версию о борьбе за контроль над корпорацией я рассматриваю как вполне возможную, – заявил «ФедералПресс» Вячеслав Тетекин, депутат Госдумы шестого созыва. – Можно смело ожидать, что подобные акции будут усиливаться».
Сергей Маслов считается членом команды Геннадия Тимченко. Собственно, уже причины его появления весной 2013 года в Екатеринбурге следует искать в его прежних деловых связях. Сразу после приезда топ-менеджера заговорили о связях с олигархом. Эта версия вскоре начала получать косвенное подтверждение.
Во-первых, их связывал общий бизнес (в 2011 году Тимченко купил у Маслова долю в компании-производителе безалкогольных напитков ООО «Русское время»), во-вторых, Маслов с 2001 по 2008 годы возглавлял дочернее предприятие «Транснефти» – «Транснефтепродукт» и до лета 2011 года был президентом Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (Тимченко был ее акционером).
Маслова считают человеком из команды Геннадия Тимченко
После прихода Сергея Маслова в «Корпорацию Развития» дуэт продолжил сотрудничество: партнером «КР» в проекте «Северный широтный ход» выступила компания «Новатэк» (ее совладельцем является Геннадий Тимченко). Кстати, еще три года назад финансовые аналитики дали примерный расклад по возможному сотрудничеству структур Тимченко с «Корпорацией Развития». Речь шла о том, что «Стройтрансгаз» задействуют для реализации проектов «КР». Задержанный вместе с Масловым заместитель Владимир Караманов в 2009–2011 годах являлся заместителем председателя правления «Стройтрансгаза», откуда переместился в кресло замдиректора «Корпорации Развития».
Интерес к внушительным бюджетам, которыми оперирует «Корпорация развития», могут проявлять структуры, подконтрольные Сергею Чемезову, отмечают эксперты.
«Задержание Маслова – это и борьба с коррупцией, и конфликт интересов корпораций, – считает Никита Исаев, директор Института актуальной экономики. – Мы видим удар со стороны власти по квазиструктурам, осуществляющими контроль за бюджетными средствами, которые не являются управляемыми со стороны государства. Но в данном случае, например, был и конфликт интересов между «Корпорацией Развития» и РЖД, куда пыталась залезть эта Корпорация. Действительно, мелькают фамилии Чемезова и Тимченко, чьи интересы, очевидно, столкнулись, а посередине оказался господин Маслов со своим замом, есть и фигура руководителя «Транснефти» Токарева, с которым также связывают Маслова.
Число фигурантов криминального скандала может увеличиться за счет руководителей, причастных к деятельности Корпорации на разных этапах истории. Никита Исаев называет, например, Виктора Басаргина, бывшего министра регионального развития, его коллегу Олега Демченко, бывшего гендиректора «УП-УП», а ныне – члена правительства Пермского края.
Группы влияния и кланы используют в своих интересах события вокруг корпорации, но всем очевидно, что речь идет о системном усилении борьбы государства с коррупцией, отмечает Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.«Может быть, тот или иной арест или задержание ослабят позиции одного и усилят позиции другого. Следственный комитет и ФСБ действуют по своему плану. Может, где-то они координируют свои [действия] с группами влияния, но я, если честно, в этом очень сомневаюсь. Подобного рода инциденты, конечно, используются группами влияния для усиления своих позиций и ослабления позиций оппонентов, но не более того».
Маслов «прокололся» в «Народном банке»
В реальном секторе экономики не спешат с выводами относительно виновности топ-менеджеров Корпорации. Возможно, это никакой не вывод денег, а просто неудачные инвестиции, предполагают экономисты, ссылаясь на аналогичную практику Роснано и «Сколково».
С этим не согласен Константин Калачев, руководитель «Политической кспертной группы»: «Уровень качества жизни отдельных корпорации просто умиляет. Мне даже непонятно, что тут можно комментировать, кроме того, что, слава богу, идет борьба с расхищением бюджетных средств – иначе наверное, нельзя объяснить тот уровень и то качество жизни, которое руководитель госкорпорации себе позволял. Очевидно, что мы имеем дело с хищением бюджетных средств, средств, поступавших от российских регионов. Если речь и шла о каком-то развитии, то о развитии личных бизнесов. Если речь идет о подъеме, то о подъеме личного уровня жизни. Но, конечно, стоило бы дождаться выводов следственных органов по этому поводу и решения суда. Все-таки есть презумпция невиновности, хотя с высокой долей вероятности можно предположить, что три гектара поместья, особняк 2 тыс. кв. м, яхты, «Бентли» и «Майбахи» вряд ли можно было позволить себе на одну зарплату. На самом деле это повод в очередной раз поднять вопрос об эффективности управления разного рода корпорациями, потому что первым делом их руководители заботятся не о развитии и благосостоянии. Где ни копни и что ни копни – эффективность под вопросом. Если говорить о результатах деятельности, то те «черные дыры» в которые превращаются подобные корпорации, вряд ли могут произвести что-либо полезное – тут можно, кстати, припомнить «Роснано», да и не только».
300 миллиардов было вложено в «Корпорацию развития» из бюджетов регионов УрФО
Пресловутый миллиард, похищение которого вменяется Маслову и Караманову, скорее всего, имеет северные корни. В уставном капитале «Корпорации развития» (учитывая средства, которые вливались во времена «УП-УП») 300 миллиардов бюджетных денег – средства, вложенные регионами УрФО. В частности, 780 миллионов поступило в прошлом году через программу «Сотрудничество» от регионов Западной Сибири, однако ни одного объекта сдано не было. Источник агентства, который участвовал в переговорах с Корпорацией, вспоминает, что депутаты Тюменской областной думы рекомендовали вложить 1 миллиард рублей в технопарк в Тюменской области, но этого сделано не было. Кроме того, Корпорации рекомендовали направить максимум средств на строительство Северного широтного хода.
Разработка «Корпорации развития» связана с борьбой с выводом средств и деофшоризацией, которую анонсировал Владимир Путин. По информации источника «ФедералПресс», при финансовом мониторинге спецслужбы обратили внимание на вывод средств из страны через банк «Народный кредит». Его проверка показала, что речь идет о деньгах «Корпорации развития».
«Корпорации развития»: структура, стратегии, планы
АО «Корпорация Развития» было создано как ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» в августе 2006 года. Юрлицо консолидировало управленческие процессы одноименного масштабного макрорегионального инвестпроекта. Цель – «всестороннее развитие территорий УрФО», для чего реализовывались подпроекты в области транспортной и энергетической инфраструктуры, геологоразведки и добычи полезных ископаемых, промышленности.
В состав акционеров корпорации вошли Ханты-Мансийский автономный округ (16,81 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (33,42 %), Тюменская (47,9 %), Челябинская (1,28 %) и Свердловская области (0,56 %). Компания имела филиалы в ХМАО и ЯНАО, а также четыре представительства в Москве. Выручка АО за 2015 год составила 253,166 млн рублей (рост в 1,2 раза), чистая прибыль – 40,96 млн рублей (рост в 15 раз).
Транспортный блок
Транспортная составляющая являлась одним из основных направлений деятельности – по замыслу, в результате усилий на восточном склоне Уральских гор должен был появиться транспортный коридор. В частности, в рамках подпроекта «Северный широтныйх ход» планировалось построить мост через реку Надым и железнодорожную магистраль в ЯНАО протяженностью 707 километров (две железнодорожные линии на участках Обская – Салехард – Надым, Коротчаево – Игарка – Дудинка), и четырех железнодорожных линий от Екатеринбурга до полуострова Ямал (Полуночное – Обская-2, Паюта – Новый Порт, Бованенково – Харасавэй, Бованенково – Сабетта). Ориентировочная стоимость проекта оценивалась в 150 млрд рублей, однако сроки его реализации неоднократно сдвигались – первоначально ввод планировался в 2015 году, затем – в 2020 году. Также планировалось строительство автодороги Тюмень – Агириш – Салехард.
Сырьевой блок
В рамках этого направления работы планировалось освоение месторождений Полярного и Приполярного Урала. АО «Корпорация развития» принадлежат лицензии на разработку Неройской группы кварцевых месторождений (Додо, Нестер-Шор, Хусь-Ойка, Неройка), а также дробильно-обогатительный комплекс Усть-Пуйва и обогатительный завод в городе Нягань мощностью 10 тыс. тонн в год. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», компания заложила акции АО «Полярный кварц» («дочка», консолидирующая кварцевые активы) в АО «АКБ» под предоставление госгарантий. Объем залогового пакета не уточняется.
Энергетический блок
В энергетическое направление входит строительство комплекса электростанций и линий электропередачи. Так, в ЯНАО корпорация вела строительство двух ТЭС: «Полярная» (мощность – 268 мегаватт) и ТЭС «Харп-12» (населенный пункт Харп). Еще один подпроект направления – повышение энергоэффективности тепловых источников (модернизация 12-ти угольных котельных на территории Челябинской области). Помимо этого «Корпорация развития» и АО «АК «Транснефть» в 2010 году договорились о создании электросетевой инфраструктуры нефтепровода Пурпе – Самотлор и трубопровода Заполярье – Пурпе. Проекты (две подстанции и две высоковольтных линии передач протяженностью 60 км) были завершены в 2011 году.
Дочерние структуры
Корпорация АО «Корпорация Развития» имеет ряд дочерних компаний – ООО «Урал промышленный – Полярный № 1», ООО «Урал промышленный – Полярный № 3», ООО «Урал промышленный – Полярный № 4» и ООО «Урал промышленный – Полярный № 9». Также «дочками» корпорации являются ООО «Энергетическая Компания «Урал промышленный – Урал Полярный», ООО «Геологоразведочное предприятие», ООО «Строительная компания развития», ООО «Лаптапай Хром», ООО «Яны-Турьинский магнит», ООО «Оторьинский уголь», ООО «СеверСетьРазвитие», ООО «Эффективная теплоэнергетика», ОАО «Ямальская железнодорожная компания», ОАО «Полярный кварц» и ООО «Полярный кварц», ЗАО Производственный центр «Квант-2», ООО «УралСтройТехнологии», ОАО «Югорская Коммунальная Эксплуатационная Компания»,
Материал подготовлен совместно «ФедералПресс» и «УралПолит.Ru»