С 1 января 2017 года вступит в силу документ о порядке мониторинга закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. «Принятые решения позволят проводить оценку эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд для принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и других нормативных правовых актов в сфере закупок», – подчеркнули в Правительстве. О том, помогают ли открытые государственные закупки выявлять нарушения, своим мнением поделился адвокат, руководитель проекта «Народный адвокат» Илья Рейзер:
«Мониторинг госзакупок – одна из классических мер противодействия коррупции, принятая во всем мире. По сути, логика ее права на жизнь абсолютна: те, кто платят налоги, имеют право полностью контролировать их расходование. Как происходит на самом деле?
На практике, все оказывается не так просто. Дело в том, что любое государство обладает и секретными статьями бюджета. Например, некоторые сегменты бюджета на оборону и государственную безопасность. В России на данный момент засекречена почти четвертая часть всех государственных расходов. Среди них и очень своеобразные пункты, относящиеся, например, к начальному школьному образованию.
Кроме того, возможна нечестная игра и на полностью прозрачных госзакупках. Уже стали народными такие выражения как «откат» или «домашнее задание». Последнее, например, означает заведомо невыполнимое без предварительной подготовки техническое задание. Например, доставка 200 дубовых стульев с красной бархатной спинкой в течение четырех рабочих дней.
Поскольку потенциальный обладатель тендера подготовился заранее, на своем пути он не встретит конкурентов. Тогда же, когда необходимость выбора требуется обосновать, в ход идут количественные показатели: 2000 персональных компьютеров для средних школ в течение недели. Опять же, реализовать такую поставку можно только имея сведения и, как следствие, товар, заблаговременно.
Помогают ли открытые государственные закупки выявлять нарушения? Безусловно, помогают. Такая практика является одной из статей ООН по противодействую коррупции. В России существует множество государственных и общественных организаций, занимающихся мониторингом государственных закупок.
Однако стоит признать, что в современном российском обществе требуются другие меры для эффективного противодействия нецелевому расходованию бюджетных средств.
Если обращаться к примерам других стран, становится очевидным: принятие любых мер по борьбе с коррупцией эффективно только тогда, когда рядовые члены общества осознают их необходимость и реалистичность. Так, несмотря на декларируемые успехи, борьба с коррупцией в Китае сильно осложнена. То же можно сказать и о ряде других стран азиатского региона. В Украине борьба с коррупцией усиливается в те моменты, в которые рядовые жители начинают осознавать свою принадлежность к тем капиталам, которые перераспределяются в государственном бюджете. В странах Балтии борьба с махинациями в госзакупках функционирует на европейском уровне – именно потому, что каждый чувствует государственные деньги своими собственными.
Борьба с махинациями посредствам мониторинга чаще всего приводит к появлению дополнительного звена в коррупционной цепочке. Если система коррумпирована, она может коррумпировать и борцов с коррупцией, если те входят в систему, и контроллеров за борцами с коррупцией, и контроллеров контроллеров. Без появления реально заинтересованного в борьбе с коррупцией общества менять что-то становится невозможно.
Ситуация в России в этом плане весьма специфична. Нефтяной дождь, проливавшийся на Россию в течение 15 лет, заставил граждан почувствовать, что деньги едва ли связаны с тем, насколько производителен их собственный труд. Поэтому в общественное сознание россиян сложно заложить понимание того, что деньги государства - это на самом деле их и только их собственные деньги.
Тем временем, еще пять лет назад ВВП России был ниже ВВП Германии всего в 2,2 раза. При этом средний уровень зарплат и уровень качества жизни рядового россиянина и германца несопоставимо отличался. Очевидно, вывести страну из коррупционного пике смогут только такие нюансы».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции