По данным аналитического центра НАФИ, треть российских компаний имеет опыт участия в государственных закупках в качестве поставщика, но только каждая четвертая планирует продолжать принимать участие в гостендерах. Предприниматели жалуются на многочисленные пробелы в госзакупках и указывают на их сложность и непрозрачность. О роли государства, а также доле участия малого и среднего бизнеса в этой системе «ФедералПресс» рассказал лидер молодежного крыла партии Роста Дмитрий Порочкин.
«Недавно Дмитрию Медведеву Минэкономразвития и ФАС представили доклад, согласно которому 96 процентов госзакупок в рамках 223-ФЗ (регламентирует закупки госкомпаний) в первом полугодии прошли на неконкурентной основе, причем закупки у единственного поставщика составляют 51 процент, а с применением так называемых «иных способов» - порядка 45 процентов. Стоит отметить, что объем закупок у единственного поставщика вырос на 2 процента по равнению с первым полугодием 2015, число «иных способов», под которыми маскируются все те же закупки у единственного поставщика, выросло на 8,5 процента. Как же это согласуется с политикой увеличения доли малых и средних предприятий в госзакупках, которые должны дать усилить конкуренцию?
Формально 90 госкомпаний, мониторинг которых проводит Корпорация МСП, обязаны с конца прошлого года не менее 10 процентов закупок проводить у представителей малого и среднего бизнеса. По идее подобная мера должна была открыть двери предпринимателям в «элитарный» клуб госзакупок. Формально объем закупок у МСП растет опережающими темпами, но на самом деле изменилось немногое.
Принятые меры помогают создать спрос, но никак не предлагают создать предложение. Нынешняя система госзакупок чрезмерно сложна и непрозрачна, в ней есть множество слабых мест, открывающих путь к коррупционным схемам. Компании обязали закупать делать закупки у МСП одним указом, но структура предложения от этого не меняется. Отказываться от закупок необходимых товаров никто не будет. В итоге такая ситуация приводит лишь к созданию фиктивных малых и средних компаний, к формальному дроблению прежних поставщиков. Да, госкомпании предоставили красивые отчеты, но на самом деле поставщики остались прежними.
Сама система госзакупок создает множество барьеров на пути предпринимателей. Кроме самого ФЗ есть десятки постановлений Правительства и более 100 нормативных актов. Чтобы подать заявку в соответствии со всеми правилами, предпринимателю необходимо иметь специальный отдел квалифицированных специалистов. А сами требования к поставляемым товарам и услугам зачастую описаны запутано и нечетко. Так, что понять их может только поставщик, заранее обсудивший с заказчиком все детали.
Плюс ко всему, исполнитель для участия в торгах должен предоставить зарегистрированную банковскую гарантию. А это – дополнительные издержки. Гарантии не бесплатны, и их стоимость доходит до 7 процентов годовых от стоимости контракта. Предпринимателю приходится сталкиваться с дорогими кредитами, множеством неналоговых платежей, и еще с платой за гарантию. Немногие такое могут осилить, особенно это касается молодых предпринимателей, только начинающих свое дело. Неприятно, что иногда еще берется плата просто за факт предоставления гарантии, не зависимо от того, выиграет предприниматель торги, или нет.
Следующей мерой помощи предпринимателям по задумке правительства должен стать запуск 1 августа реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Но как он может помочь внедриться в систему госзакупок? По задумке авторов, госкомпании сами будут обращаться к малым и средним копаниям с приглашением принять участие в торгах. Но где гарантии, что они будут обращаться к независимым компаниям, никак с ними не связанными? Таких гарантий, увы, нет.
Правительство создает видимость активных действий, но решает проблемы там, где их на самом деле нет, закрывая глаза на очевидные недоработки. Прежде надо создать условия для развития предпринимателей, в том числе молодых, предоставить доступный капитал для создания производства или модернизации, упростить законодательство в сфере госзакупок, сделать его более прозрачным и снять преграды на входе. Если малый и средний бизнес получит возможность создавать конкурентоспособную продукцию и действительно свободный доступ к системе госзакупок, то не понадобится вводить никакие обязательства для госкомпаний, ведь они обязаны выбрать наиболее дешевый вариант из тех, что отвечают поставленному техзаданию».