Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Инвестклимат должен потеплеть»

Личный взгляд общественного представителя Агентства стратегических инициатив в Москве Дмитрия Волкова
«Очевидной становится личная заинтересованность первого лица и ведущих руководителей региона»
«Очевидной становится личная заинтересованность первого лица и ведущих руководителей региона»

Становится понятно, что период повышенной волатильности в экономике России, порожденный изменившимися в 2014 году внешними условиями, и период повышенного беспокойства бизнеса и населения завершился. Зададимся вопросом: вполне ли нас устраивает новое относительно устойчивое состояние? Каким образом сейчас можно повлиять на улучшение экономического положения?

Несомненным для всех остается важность инвестиционного или, более широко, делового климата для повышения конкурентоспособности страны, ее компаний и экономического положения населения. Стоит признать, что за последний год правительство РФ стало заметно больше прислушиваться к мнению бизнеса практически во всех отраслях и предпринимать деятельные попытки повлиять на ситуацию путем улучшения нормативно-правового регулирования. Еще одним весьма интересным явлением стало практическое использование преимущества федерального устройства страны. Речь идет о возрастании здоровой конкуренции между регионами России, их взаимном обмене достижениями в области улучшения делового климата с использованием преимущественно муниципального и регионального регулирования. Через соревнование, через конкуренцию, которая обрела систему сравнимых измерителей, Россия имеет возможность дополнительно мотивировать регионы на улучшение инвестиционного климата. Представителям региональных регуляторов уже крайне затруднительно отчитаться знаменитым «приняты меры...», если факты говорят о том, что результата нет.

Инструментом здесь стал Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Благодаря этому исследованию к настоящему моменту мы можем оценить динамику всех регионов и влияние на них самого рейтинга за прошедшие два года.

Инициаторами исследования стали все ведущие бизнес-объединения России: ТПП, РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Данные собирались при помощи как анализа статистики и экспертных оценок, так и опросов большого количества предпринимателей в регионах. Методологию составляли ведущие консалтинговые компании с мировым именем. С уверенностью отмечу, что инвесторы получили в помощь мощный ресурс для принятия инвестиционных решений.

В каждом регионе, которые добровольно присоединились к проекту, оценивались почти 50 показателей, характеризующие четыре общих направления. Так, градостроительная деятельность (входит в состав направления «Регуляторная среда») была представлена в рейтинге фактором «Эффективность получения разрешения на строительство» по трем показателям: средний по региону срок получения разрешения на строительство, измеряемый в днях; среднее количество процедур, которые необходимо пройти инвестору для получения такого разрешения, измеряемое в штуках; субъективная удовлетворенность бизнеса, измеряемая в баллах.

Более действенным инструментом рейтинга стал сбор среди регионов-лидеров так называемых «лучших практик» и их распространение через обучение «губернаторских команд» во главе с руководителем регионального «проектного офиса», или «офиса управления изменениями», на площадке РАНХиГС. Обмен опытом регионального менеджмента под руководством экспертов, преподавателей и бизнес-тренеров по уникальной методике, разработанной специалистами компании Ward Howell, фактически начал создавать новую культуру управления и новый пласт управленцев.

Все это говорит, во-первых, о том, что к настоящему времени весь комплекс мероприятий Национального рейтинга, ранжирование регионов, сбор и распространение лучших практик заметно изменили деловой климат в регионах. Скажем, в градостроительной сфере выведение части объектов из градостроительного регулирования на основания анализа системы оценки рисков, сосредоточение градостроительных полномочий, регламентация и внедрение возможности прохождения процедур в электронном виде и многое другое стало, по сути, повсеместным трендом. Таким образом, рейтинг стал инициатором региональных реформ, нацеленных на практический результат и, с одной стороны, унифицированных за счет методологической поддержке АСИ, с другой – поддерживающих здоровую конкуренцию регионов.

Во-вторых, по результатам исследования выделился весьма явный пул регионов-лидеров, решительно вставших на путь улучшения деловой среды, и регионов-догоняющих, для которых при наличии активности и определенном качестве менеджмента опыт нынешних передовиков может существенно сэкономить дорогостоящее время проведения реформ.

В-третьих, очевидной становится личная заинтересованность первого лица и ведущих руководителей региона. Там, где она налицо, например в Калуге, в Москве или Татарстане, прогресс существенно выше. Именно поэтому по результатам ПМЭФ в июне 2016 года появилось поручение Владимира Путина правительству РФ и АНО АСИ: «…Представить предложения о мотивации высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации».

Какие вызовы наиболее важны для регионов и организаторов рейтинга?

Для АСИ и деловых объединений, на мой взгляд, это настолько практический и точный сбор и обобщение лучших региональных практик, настолько их ясное, практическое и детальное описание в помощь регионам-догоняющим. По тому, насколько в следующем году сократится подобный разрыв, можно будет судить об эффективности деятельности организаторов.

Для регионов, ставящих перед собой амбициозные задачи, крайне эффективно будет взять пример с конкурентов со сходными условиями. Так, например, если Санкт-Петербург найдет в себе силы сократить практически полуторакратное, ничем не объяснимое отставание от Москвы по фактору «Эффективность получения разрешения на строительство», то и эффективность ведения градостроительной деятельности в городе резко вырастет.

Я думаю, что даже при прочих неизменных условиях улучшение делового климата в стране путем обучения и эффективной региональной конкуренции в обозримой перспективе может привести к более чем существенным, вполне ощутимым результатам и серьезной пользе для нашей страны.

Фото с сайта kgd-rdc.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.