Top.Mail.Ru
Общество
Республика Татарстан
2

«Кто будет определять, какая духовная ценность является традиционной для России?»

Личный взгляд первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустама Батрова
Личный взгляд первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустама Батрова

Новая стратегия развития информационного общества, утвержденная накануне президентом Путиным, содержит один интересный пункт. В документе говорится, что приоритетом при реализации стратегии является соблюдение норм традиционных духовных ценностей в использовании информационных технологий. Пока эксперты не совсем понимают, что означает этот пункт указа и как духовные ценности связаны с IT-технологиями. Первый заместитель главы Духовного управления мусульман Татарстана Рустам Батров рассказал «ФедералПресс», что видит в этом очередную попытку огосударствления религии. Что можно считать сегодня традиционной ценностью и какие опасности таит это понятие для общества?

Консенсуса нет

«Это по сути фиксация де-факто того, что уже происходит. Если посмотреть на федеральные телеканалы и государственные СМИ, то у нас вся риторика построена на ценностях традиционных религий. Насколько это нужно укреплять нормативными актами – не знаю. Потому что всегда остается вопрос, кто будет определять, регулировать и решать, какая ценность является традиционной или не является таковой. Я сам, например, изучал вопросы традиционного ислама и выявил, что у нас в стране есть 4 понимания традиционного ислама, которые существуют в общественных дискурсах. Если вспомнить грозненскую фетву, которая тоже пыталась ответить на вопрос, что такое традиционный ислам, в связи с наплывом всяких радикалистских течений на Кавказ, то это вызвало огромную дискуссию в мусульманском мире. Как говорится, благими намерениями дорога в ад вымощена. Здесь консенсуса нет вообще. Кто будет решать, что является традиционной ценностью при редактировании различных материалов или принятии концептуальных решений? Меня смущает, когда такие вещи пытаются законодательно регулировать. Не первый раз такой вопрос возникает. Когда принимали закон о религиозных конфессиях, там тоже была дискуссия, чем является традиционная религия. В итоге, так и не сумев решить этот вопрос, ушли от этой формулировки. Православие в северных регионах – традиционное или нетрадиционное? Мусульмане в центральной России – традиционные или нет? В Чечне девочки могут носить традиционный мусульманский платок. А во многих регионах прописывается, что нельзя носить головной убор вообще в школах, потому что это нетрадиционно для определенных субъектов РФ. Даже в советское время вопрос головного убора не регулировался.

Атеизм – тоже традиционная ценность

За пределами религий у нас разве нет других традиционных ценностей? Тот же атеизм для нашей страны – традиционное мировоззрение или нет? Те самые атеисты, которые в значительной степени, вместе со всеми отстояли Родину во время Великой Отечественной войны. Там атеистов не было? Люди проливали свою кровь вместе с нашими дедами и отцами. Атеисты отправили человека в космос, провели индустриализацию страны, на которой мы до сих пор экономически держимся. Это что ли не традиционные для нас ценности? Государственное заигрывание с религией не всегда хорошо. Это может отсекать другие альтернативы, другие потенциалы общества, которые могут быть востребованы. Тот же самый светский гуманизм мы не должны проповедовать? Он же по сути своей антирелигиозный. На примере исламского мира я вижу, что это ударяет в первую очередь по самим религиям.

Это я вижу на примере традиционных мусульманских обществ. В Иране ислам объявлен государственной идеологией и люди протестуют уже не против государства как такового, а выступают против ислама. Если религия не подвергается огосударствлению, то на нее смотрят, как на некий идеал, остров надежд. Но когда религия с небес спускается на землю и заковывается в кандалы госаппарата, то социальное недовольство выплескивается на саму религию. Либо это приведет к лицемерию, либо люди будут уходить от религии, как таковой.

В религии должна быть здоровая конкуренция

Нам рассказывали, что в традиционных арабских обществах даже проститутки ходят в хиджабах. Идет общественное давление, им деваться некуда и жрицы любви носят такие же хиджабы, как верующие мусульманки. Если девушка одевает платок, то она должна делать это искренне, потому что она верит. Ее никто не заставляет и более того ей приходится испытывать противодействие со стороны общества, которое настороженно относится к ее религиозности. У нее могут быть проблемы с трудоустройством, с поступлением в ВУЗ, но она все равно это делает. А когда это спускается сверху, искренность улетучивается. Если говорить о пункте в президентском указе, то мне все-таки кажется здесь в определенном аспекте идет речь об огосударствлении религии. Мы можем столкнуться с тем, что религия будет опираться не на искреннюю веру людей, не на его потребность в общении с Богом, а на некий государственный костыль. В религии должна быть здоровая конкуренция. Это делает ее гибкой, более отвечающей на изменчивые потребности людей. А отсылки к традиционным конфессиям закладывает мину размежевания. Страна у нас очень разнообразная».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.