В России не утихают споры вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя, рассказывающего о романе императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Фильм «Матильда» рассказывает об отношениях последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. В ноябре прошлого года активисты движения «Царский крест» обвинили авторов ленты в антироссийских и антирелигиозных провокациях. Фильм также подвергался критике со стороны представителей РПЦ и Дома Романовых. Депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская направила запрос Генпрокурору РФ с просьбой проверить фильм «Матильда». Учитель, в свою очередь, «в юридической форме» ответил на претензии депутата Госдумы, попросив «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской». Режиссер Павел Лунгин в интервью радиостанции «Говорит Москва» рассказал, что считает споры вокруг фильма «нездоровой истерией», явление с «Матильдой» меняет атмосферу жизни в обществе и «переводит его в эпоху мракобесия, доносов, страха». Между тем конфликт уже запах криминалом. Наиболее рьяные противники фильма намерены даже поджигать кинотеатры, которые осмелятся выпустить картину на экраны. О том, почему фильм, еще даже не вышедший на экраны, смог настолько расколоть общество, своим мнением поделился руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, политолог Олег Иванов:
«В первую очередь, следует понять, почему православная общественность так негативно отнеслась к фильму Алексея Учителя, хотя его, по сути, еще никто не видел. Дело в том, что Николай II был канонизирован (прославлен в лике святых) Русской Православной Церковью относительно недавно – в 2000 году. Его канонизация вызывала широкий общественный резонанс – было много противников его прославления. И самыми громкими критиками тогда, как и сейчас, выступали атеисты и историки, которые обвиняли императора, главным образом, в том, что он был плохим правителем. Однако Николай II прославлен в лике «страстотерпцев» не за его политическую деятельность, которая в принципе не может быть основанием для канонизации, а как человек, принявший безвинную смерть с христианским смирением.
Как бы там ни было, Николай II в 2000 году стал для православных христиан святым со всеми вытекающими отсюда последствиями: теперь любые слова или действия, порочащие имя св. Николая, воспринимаются ими как кощунство и вызывают соответствующую негативную реакцию. Фильм «Матильда», как известно, посвящен любовной связи императора с балериной Ксешинской, которая действительно имела место до его свадьбы с императрицей Александрой Федоровной. После свадьбы, согласно дневникам самой Ксешинской, Николай II этот роман прекратил. Однако в трейлере фильма демонстрируются надуманные сцены любовного треугольника, в которых Николай и до, и после женитьбы мечется между Матильдой и Александрой, падает в объятия то одной, то другой женщины. При этом в христианской традиции блуд (внебрачные отношения) считаются одним из тяжелейших («смертных») грехов. Здесь также следует отметить, что брак Николая II и Александры Федоровны, их удивительные по глубине чувства друг другу, о которых можно прочесть в многочисленных сохранившихся письмах и свидетельствах современников, больше века является образцом семьи для православных в России.
Этими причинами обусловлен общественный резонанс, который вызвали съемки «Матильды». Общество разделилось на два лагеря: одни начали собирать подписи за запрет показа картины, другие стали возмущаться, почему из-за «православных фанатиков» им собираются запретить смотреть кино. Следует отметить, что по этому вопросу нет единого мнения даже внутри Церкви. Несмотря на то, что иерархам не нравится идея этого фильма, многие из них придерживаются мнения, что запрет на его показ только ухудшит ситуацию, и я с этой позицией согласен.
Интересно, что часть мусульманских регионов страны (Чечня, Ингушетия, Дагестан) также выступила против демонстрации этой ленты. Не исключаю, что там может быть введен негласный запрет на прокат «Матильды». У мусульман нет святых, они почитают только пророка Мухаммеда, изображения которого в любом виде строго запрещены. Поэтому здесь солидарность с православными связана с тем, что с точки зрения мусульман сама эта ситуация является в принципе кощунственной.
Таким образом, мы видим, что вокруг этой еще не вышедшей в прокат ленты сложился классический социальный конфликт, который, к сожалению, с каждым днем набирает обороты. Государство должно вмешаться в происходящее, призвать всех успокоиться, следить, чтобы дискуссия вокруг картины проходила цивилизованно, в нормальной атмосфере. Считаю, что в целях снижения социальной напряженности, целесообразно предложить авторам фильма убрать откровенные сцены, которые могут вызвать наибольшее возмущение православных. Также, вероятно, следует повысить минимальный возрастной порог для зрителей до 18 лет.
Наибольшее беспокойство в сложившейся ситуации вызывают действия экстремистов, которые выражают свой протест с помощью угроз, таранов и поджогов. В этой связи важно, что Наталья Поклонская не только резко осудила действия таких «православных активистов», но и направила в прокуратуру запрос о проверке деятельности организации «Христианское государство – Святая Русь», которая угрожала кинотеатрам поджогами в случае демонстрации ими «Матильды». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что «Русская Православная Церковь всегда осуждала и будет осуждать действия псевдорелигиозных радикалов, какой бы конфессией они ни прикрывались». С резким осуждением насилия и угроз выступили также и другие государственные, общественные и религиозные деятели.
В любом конфликте главное для сторон – не пытаться «переспорить» друг друга, оскорбляя и обвиняя в невежестве или мракобесии, а попытаться понять логику, ход мыслей оппонентов, их чувства, представить себя на их месте. Такая позиция будет в значительной мере способствовать достижению компромисса и позволит резко понизить градус социальной напряженности. При этом правоохранительные органы должны строго пресекать любые попытки различного рода «активистов» вывести дискуссию за установленные законом рамки».