Международный скандал вокруг сенатора Сулеймана Керимова в очередной раз сплотил российскую элиту. Бизнесмен Михаил Прохоров, председатель правления Сбербанка Герман Греф, а также ряд деятелей отечественной культуры направили письмо президенту Франции в поддержку Керимова. Напомним, что правоохранительные органы Франции обвиняют его в сокрытии от налогов порядка 400 миллионов евро через продажу недвижимости по заниженной стоимости. О том, почему российская элита заступается за человека, которого подозревают в вывозе денег из России, рассуждает финансовый аналитик, экономист Владислав Жуковский.
«За последние 17 лет пресловутого вставания с колен из России суммарно было экспортировано нефти, газа и нефтепродуктов более чем на 3,3 триллиона долларов. Еще 1,5 триллиона долларов — экспортная выручка от продажи за рубеж драгоценных, цветных, черных металлов, угля и леса. Неудивительно, что эти колоссальные почти 5 триллионов долларов по большому счету в Россию так и не вернулись. По официальным данным ЦБ, триллион и 250 миллиардов долларов составил вывоз капитала по текущему счету. По прочим статьям — где-то еще миллиардов 500-700. Примерно 2 триллиона долларов из страны утекли.
То, что Керимов вывозил деньги, — это типичная модель поведения российских миллиардеров из списков Forbes, особенно тех, которые срослись с кремлевскими башнями, имеют лоббистский ресурс, кто создал свой капитал на приватизации госимущества в 90-е либо в нулевые годы, грамотно умудрившиеся присесть на лакомые куски сырьевой экономики при поддержке сверху. То, что на эти капиталы объявлена охота за рубежом, было понятно еще по делу Кипра 2013 года, когда около 30 миллиардов долларов российских миллиардеров были экспроприированы и отобраны прямо или косвенно. Сейчас идет расширение режима санкций, и к этой борьбе по экспроприации экспроприируемого подключилась континентальная Европа.
Модель поведения российского крупного олигархического капитала понятна, как и понятна модель тех, кто сейчас пытается четко показать, что они - российские олигархи - не встроились даже в предбанник глобального управляющего класса. Они искренне верили в то, что словили звездочку и попали в некий класс европейско-американской буржуазии. Этого не произошло, и российские олигархи воспринимаются за рубежом, как люди второго сорта или обслуга, заведомо находящаяся в проигрышном положении.
Реакция со стороны крупного бизнеса тоже понятна. В таком же положении, как Керимов, находятся практически все российские долларовые миллиардеры. Около 116 долларовых миллиардеров живут в России – это суммарно больше, чем во Франции, Саудовской Аравии, Бельгии, Голладндии. Наша экономика меньше экономики Франции, а по доходам населения мы живем в 5-10 раз хуже.
Письма будут писать, будут просить руководство Франции пойти навстречу. Хотя первые ласточки были еще связаны с делом Прохорова в Куршевеле. Тоже было понятно отношение европейского истеблишмента, органов интерпола, налоговой полиции к оффшорной аристократии. Ну и сейчас ситуация зеркально повторяется. Письма будут писать по той причине, что все находятся в одной лодке. Есть четкое понимание, что их активы за рубежом, которые суммарно оцениваются в сотни миллиардов долларов, находятся под дамокловым мечом американской и европейской правоохранительной системы. Керимов далеко не самый крупный бизнесмен в стране, хотя входит в определенный список. Есть те, кто мог бы пострадать сильнее. Здесь никто не застрахован. Это стадное чувство коллективного выживания по сохранению капитала за рубежом: недвижимость, активы, яхты, гольф-клубы, футбольные клубы и так далее.
Реакция интеллигенции тоже понятна. Деятели культуры получали в том или ином виде поддержку. Как люди заинтересованные, они не могли промолчать. То, что им кажется правильным способом заработка денег в России, по европейским или американским меркам является бандитизмом и воровством. Когда люди вывозят в Европу деньги в чемоданах, а в каждом чемодане по 20 миллионов долларов, не объяснив источники их происхождения, эти деньги там могут быть арестованы. То же самое касается фиктивных сделок с недвижимостью по покупке вилл и особняков.
Мы находимся в состоянии дикого оффшорно-олигархического капитализма. Стадия ограбления прошла в 90-е годы, в нулевые прошла стадия перераспределения между перераспределителями. То, что казалось схемой легализации доходов, сейчас дает трещину. Я бы не удивлялся ничему здесь. С этими вывозами сумок с деньгами в Европе жестко».