В СМИ понемногу начинает появляться информация о возможных направлениях «ребрендинга» «Единой России». Директор АНО Институт избирательных технологий Евгений Сучков сделал акцент на самом главном – партийной идеологии.
«Доступная информация , увы, носит отрывочный характер но то, что становится известным, сильно настораживает. А именно, предложения вписать партию ( и ее идеологию), в изначально марксистского толка «право-левую» политическую шкалу. Вновь, как и примерно двенадцать лет тому назад всерьез дебатируется вопрос о том какое «место» может занять в ней ЕР. Какая она будет? Либерально-консервативная, просто консервативная, «центристская» и т.д. Увы, но авторы всех подобных предложений демонстрируют явно недостаточное понимание того, что есть партия ЕР, как в технологическом, (а не в политологическом) так и в идеологическом смысле. Все это уже в ЕР было, это все те же старые «грабли». Для того, чтобы понять возможность (или невозможность) ребрендинга партийной идеологии еще раз напомним, что есть ЕР с точки зрения политических технологий, а не политологии.
1. Типы российских партий: – идеологические (в основе идеологии которых лежит тот, или иной, понятный избирателям «образ жизни». «Как при ССР, как на Западе». И, соответственно, системообразующей идеей в их идеологии является образ «светлого будущего» к которому партии ведут своих членов.В российской истории это КПРФ и СПС). – партии "лидерского типа". В них место "системообразующей идеи" занимает «положительный образ» их лидера, опирающийся на архетипы и доминирующие стереотипы массового сознания. (Явлинский, А.Лебедь, Жириновский, Путин). – партии бюрократического типа, созданные действующей властью с целью реализации собственных интересов методами публичной политики. ("Наш дом Россия" и ЕР). Из этого анализа вытекает, что ЕР как партия является достаточно сложной конструкцией. Будучи по своей природе чисто бюрократическим образованием, в идеологическом плане она является классической партией лидерского типа. И то, что В. Путин формально не является лидером партии для массового сознания особого значения не имеет, тем более, что он не один раз публично подчеркивал свою роль в создании партии. Теперь, рассмотрев типы российских политических партий, перейдем к структуре идеологии, как таковой.
Идеология это: – системообразующая идея – образ «светлого будущего» для партий идеологического типа или же «положительный образ» лидера для партий лидерского типа; – «момент силы» – «только объединившись мы преодолеем все преграды на пути к «светлому будущему»; – «образ врага», которого следует одолеть на пути к «светлому будущему». Теперь зададимся вопросом. А что собственно во всей данной конструкции собираются подвергнуть «ребрендингу» его инициаторы. Ведь любые изменения здесь лишь ухудшат восприятие партии массовым сознанием, для которого восприятие ЕР как партии Путина является аксиоматическим. Не секрет, что некоторым властным «товарищам» давно поднадоела ситуация, полного отождествления ЕР с Путиным, проводимая прежним руководством ЕР. И она кое кем воспринимается как некая «гиря», тянущая вниз его рейтинг. Не будучи членом ЕР, тем не менее должен заметить, что нынешний рейтинг Путина реально очень высок, и что то не заметно, чтобы ЕР его как то уменьшала. Господа, ЕР это инструмент, который вы сами создали в своих же интересах. И ваши упреки в адрес ЕР и ее «идеологии» очень напоминают упреки плотника к собственному топору, который он ленится заточить. Значит ли все вышесказанное, что нынешняя ЕР это образец совершенства и в ней нечего менять?
Отнюдь. Я уже отмечал, что направлений для изменений достаточно. Еще раз их перечислю. 1. Создание постоянно действующей партийной системы непосредственной работы с избирателями. 2. Кардинальная перестройка подготовки и запуска партийных проектов (проекты нужно готовить и запускать как ответ на подготовленные «запросы снизу», а не как желание облагодетельствовать сразу и всех «сверху». 3. Вывод партийных структур в регионах из под тотального подчинения местному «начальству». Все перечисленные вопросы требуют упорной и системной работы всего партийного аппарата и потому они, в отличии от фантазий на тему «ребрендинга идеологии» не могут быть реализованы одномоментно. Уверен, что «ребрендинг» в данных вопросах всерьез поможет партии реально стать на "собственные ноги", превратить ее в эффективную избирательную машину, стать образцом для других российских партий и тогда претензии и к партии и к ее идеологии сильно поуменьшатся.
И только тогда количество «энтузазистов», пытающихся «порулить» процессом партийного строительства, мало что в нем понимая, сильно поуменьшится.
Сюжет по этой теме
18 мая 2017, 10:30
Выборы президента России