Эксперты продолжают анализировать прошедшие 18 марта выборы президента России. Дальний Восток в этот раз показал неплохую явку, однако в сравнении с другими регионами Путина поддержал меньше: здесь процент голосов за Владимира Владимировича не перевалил за 70 процентов. При этом Павел Грудинин в макрорегионе получил большую поддержку, чем по всей стране — в Якутии, например, он набрал больше 27 процентов, а в Приморье — больше 21 процента. С чем связан такой результат, порассуждал руководитель Хабаровского краевого регионального отделения Российского общества политологов, доктор политических наук, профессор Тихоокеанского государственного университета Илдус Ярулин:
«Надо все же сравнивать результаты с 2012 годом. И при сравнении мы понимаем, что процент поддержки Владимира Путина вырос. За счет чего Россия делает высокий результат? За счет поддержки национальных республик: там идет активная работа старейшин, клановость. На Дальнем Востоке такого нет. Поэтому если сравнивать с регионами типа Воронежской или Тамбовской области, у нас такой же результат, мы так же поддержали Путина.
При этом нельзя забывать про момент, связанный с ожиданием дальневосточников реальных реформ. Сейчас много говорится о развитии макрорегиона, а по факту не так много сделано. Когда будут запущены 5-6 действительно крупных производств, ситуация изменится. И присутствует некий элемент обилы. Все дальневосточные регионы ждали визита Владимира Путина — речь о такой возможности шла. Ждали, что он не проездом на ВЭФ посетит одно Приморье, а проедет в Хабаровский край, Сахалинскую область, Якутию... Дальний Восток еще активнее поддержал бы Путина. А так сработал кумулятивный эффект — много ожиданий, которые не сбылись. При этом — повторюсь — считаю, что Дальний Восток показал очень приличный результат, не хуже, чем другие регионы. Установка 65/65 практически реализована.
Интереснее поговорить про результаты оппозиции. Явлинский и его штаб очень слабо поработали по Дальнему Востоку. У Жириновского здесь всегда была сильная поддержка, и ЛДПР, видимо, расслабилась. Хотя в теории на Дальнем Востоке он должен был занять второе место. Но партия работать не захотела.
Павел Грудинин же — новое лицо, представляет собой тип хорошего русского предпринимателя, работающего. Если бы он провел встречи на Дальнем Востоке, то результат мог вообще превзойти все ожидания. По типажу Грудинин близок дальневосточникам: он немногословен, предпочитает делать, а не говорить. Его поддерживали бизнесмены. При этом у него сильная поддержка со стороны молодежи. И, возможно, Павел Грудинин — тип политика будущего.
Вообще мы живем в интересное время. Сейчас мы видим закат КПРФ и ЛДПР. В будущем их нишу могут занять национально-патриотические силы. Все политическое пространство России будет активно меняться. Обращение Путина ко всем кандидатам работать вместе — симптом и признак грядущих перемен. Должна произойти консолидация общества. Думаю, что Грудинин может получить место в новом правительстве».