Во Владивосток за два дня до всероссийской премьеры пришло «Лето» Кирилла Серебренникова — фильм о ленинградской рок-тусовке восьмидесятых, главными героями которого стали Майк Науменко и Виктор Цой. Кино задолго до выхода было окружено скандалами, как небезызвестная «Матильда». Режиссера во время съемок арестовали, а именитые рок-музыканты заранее заклеймили фильм. О чем на самом деле кино и оскорбит ли оно чувства рокеров — разбирался редактор «ФедералПресс» в ДФО Максим Ситников:
«Мне 32 года, и 25 из них я слушаю песни Виктора Цоя и группы «Кино». С творчеством Майка Науменко я тоже хорошо знаком. Потому премьеры фильма я ждал с нетерпением. К тому же, интерес к нему подогревали скандалы вокруг картины задолго до выхода. Кирилла Серебренникова арестовали во время съемок и доделывал фильм он буквально на коленке — монтировал при судебном запрете на выход в интернет. Отец Цоя возмущался тем фактом, что создатели кино к нему не обращались, гуру советского рока Борис Гребенщиков, еще не посмотрев картину, назвал ее ложью, а сооснователь группы «Кино» Алексей Рыбин запретил использовать свой образ (поэтому в фильме напарника Цоя по группе зовут Леонид). Фанаты творчества Цоя и Науменко негодовали по поводу наличия любовного треугольника между Виктором, Майком и Натальей Науменко. Некоторых доводил до нервной дрожи тот факт, что лидера «Зоопарка» играет Рома Зверь Билык (группа «Звери», для тех, кто не понял). Так плох или хорош фильм, правда или ложь?
И да, и нет. Стоит сразу сказать, что Серебренников снял картину красивую, легкую и светлую. И то, что происходит на экране на протяжении двух часов, не стоит воспринимать как биографию Виктора Робертовича или Майка Васильевича. Порой творящееся на экране перетекает в ярко выраженный трэш, но тут появляется специально заготовленный персонаж, говорящий: «Этого не было!» Чувствуете самоиронию Серебренникова? Он словно заранее отвечает осуждающим ленту: «Ребята, это кино, не надо все воспринимать серьезно». Кстати, визуальные эффекты картины — в частности, вставки анимации — лично у меня ассоциировались со старыми добрыми рок-фильмами «Асса» и «Игла».
Любовный треугольник Наташа-Майк-Виктор, говорите? Обойдемся без спойлеров, но показанное — это точно не треугольник, это нечто иное, творческое... Здесь нет никакой пошлости, нет истории о супружеской измене.
Я шел на фильм с легкой тревогой. «Высоцкий. Спасибо, что живой» - это была картина не о Высоцком-музыканте, а о Высоцком-наркомане. Правильно ли это? Каждый решает сам для себя, но мне интересно творчество Владимира Семеновича. В этом году выходит фильм о лидере группы Queen Фредди Меркьюри. Я надеюсь, это будет кино о Меркьюри-музыканте, а не о Меркьюри-гомосексуалисте. Так вот лента «Лето» - это о Цое и Науменко-музыкантах, о музыке в общем. Весь фильм ей пронизан, а главные герои живут и дышат только ей, отрешаясь от всего земного. В «Лете» звучит очень много песен: и Цоя, и Науменко. Кстати, Билык достойно перепел хиты лидера «Зоопарка». Для Зверя участие в фильме — дебют. И дебют, скорее, успешный. Образ Науменко получился у него сложным и, безусловно, интересным — и именно Майк в центре повествования, а не Цой или Наталья.
Гораздо сложнее привыкнуть в первые минуты просмотра к Тео Ю, сыгравшего фронтмена «Кино». 36-летний актер показывает зрителю 19-летнего Цоя. И поначалу сравниваешь, думаешь «похож-не похож». Но через полчаса фильма реально видишь юного Цоя (пусть и не до мелочей похожего), слегка застенчивого, но уверенного в каждом своем шаге.
Непросто судить о достоверности образа Натальи Науменко — жена Майка не настолько знаменита. Но героиня Ирины Старшенбаум, однозначно, заставляет ей сопереживать. Люди, увлекающиеся русским роком, с первых появлений в кадре узнают Марьяну, будущую супругу Цоя, молодого Гребенщикова, легендарного звукорежиссера Андрея Тропилло. Вообще фильм пропитан рок-атмосферой полуподпольных восьмидесятых, и, наверно, потому поклонникам «Кино», «Зоопарка» или «Аквариума» смотреть его будет приятно. Если, конечно, напомню, не цепляться к вымыслу.
«Лето» - фильм светлый, это своего рода сказка о рок-музыкантах. Но помните, как у Цоя: «На экране окна сказка с несчастливым концом... Странная сказка». Повествование фильма не уходит дальше середины восьмидесятых. И у Цоя впереди еще заграничные гастроли, многотысячные концерты в «Лужниках» и «Олимпийском», рождение сына. Но, к сожалению, мы знаем, чем все кончится... И потому перед титрами появляются цифры «1962-1990» и «1955-1991». Странная сказка...»
Фото - Ольга Головко, РИА Новости