Следователи в Воронежской области возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство». По версии следствия, местный житель пытался зарезать двух девушек, мешавших ему играть в компьютер. Подобные истории каждый раз становятся темой для обсуждения причин агрессивного поведения игроманов. Личным взглядом на проблему компьютерной зависимости, действительно ли игры несут только зло и могут ли игры быть полезными с «ФедералПресс» поделился писатель, сценарист компьютерных игр и психолог Сергей Чекмаев:
«Когда меня приглашают на различные ток-шоу, так или иначе связанные с играми, я частенько оказываюсь в положении «мальчика для битья», потому что студия настроена негативно. Ведь какие темы для обсуждения (а точнее – криков и ругани) выбирают на подобных программах? «Мама запретила сыну играть в танчики, и он зарезал ее ножницами», «Подсевший на онлайн-игру муж спустил все семейные запасы» и так далее. Подобные заявления всегда провокационны, они специально написаны, чтобы упомянуть шокирующее событие рядом со словом «игры», названием компании или даже конкретного сверхпопулярного проекта.
Психологи же прекрасно понимают, что игры – лишь инструмент, один из вариантов современных медиа. Человека, неуравновешенного психически, с такой же вероятностью может сдернуть с катушек кровавый боевик, криминальные новости или детектив про маньяков. Что теперь, запрещать скопом все фильмы с драками и погонями? Не проще ли выявить конкретных маргиналов с психической неустойчивостью или алкогольной агрессией?
Ну, а классические эскаписты, которые убегают в выдуманные миры от жестокой реальности, появились задолго до первых персональных компьютеров. Общество и пресса до сих пор продолжает воспринимать игры как некий жупел, нечто, заставляющее человека проводить часы и дни перед монитором без перерыва на сон, еду и естественные надобности. Меж тем, игровая сфера давно изменилась, появились и серьезные игры-рассуждения, и даже настоящие шедевры с философским подтекстом. Да что там говорить, если игры даже используют как инструмент политической или социальной борьбы. К примеру, недавно группа журналистов выпустила проект, направленный против эксплуататорской системы корпорации Uber.
Вы удивитесь, но игры могут приносить пользу. Учить социальной адаптации, помогать людям с ограниченными возможностями, давать начальные знания в каких-то областях. Конечно, симулятор кафе или транспортный тайкун не откроют вам все премудрости современного бизнеса. Но они могут заложить основу, пробудить интерес к самостоятельному поиску информации. А еще – предостерегать. Недавно по заданию одной крупной IT-компании я работал над сценарием игры, которая призвана научить основам цифровой безопасности.
А вы говорите: девушек зарезал…»
Фото: ФедералПресс / Д. Кочкин