На этой неделе китайские СМИ распространили информацию о том, что российское правительство намерено выделить Поднебесной полмиллиона гектаров дальневосточной земли в аренду под ведение сельского хозяйства. С такой инициативой выступило Агентство по привлечению инвестиций. Местных жителей такая близкая перспектива откровенно пугает: о методах ведения сельского хозяйства в Китае здесь знают не понаслышке. Чем грозит Дальнему Востоку столь масштабная сдача земли, рассуждает редактор РИА «ФедералПресс» Максим Ситников:
«Известие о том, что полмиллиона дальневосточной земли отдадут в аренду Китаю, поначалу прозвучало как слух, хотя китайские СМИ преподносили это как свершившийся факт. Однако чуть позже появились комментарии директора инвестиционного департамента Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Валерия Дубровского.
В действительности планируется сдать в аренду не полмиллиона, а целый миллион гектаров. Половина земли уйдет различным инвесторам: японским и, возможно, российским. Вторая половина — Китаю. На выделенных территориях китайцы займутся сельским хозяйством: в частности, они планируют выращивать здесь сою.
Выгода для региональных и федеральных властей очевидна. Российские инвесторы не особо стремятся заниматься сельским хозяйством на Дальнем Востоке, а китайцы радуются любому новому клочку земли. И они готовы платить за аренду и налоги.
Почему российские инвесторы не заходят сюда? Все просто: условия жизни и труда здесь достаточно тяжелые, а налоги и всевозможные расходы, которыми отягощены отечественные производители, никто не отменял, как для иностранных инвесторов. Да и наши относятся к российской земле с бОльшим уважением, не используя такое количество химии и пестицидов, как те же китайцы.
Сами эксперты Поднебесной отмечают, что местное население не будет радо заходу китайских фермеров — по их мнению, на Дальнем Востоке присутствует некое «политическое сопротивление». Причем те же эксперты прекрасно понимают, почему. Аналитик по российским исследованиям Восточно-Китайского педагогического университета в Шанхае Чжан Синь говорит: «Обеспокоенность людей связана с большим притоком китайских рабочих и неудовлетворенностью китайскими методами ведения сельского хозяйства».
К тому же, перед глазами дальневосточников есть пример Сибири, где те же китайцы нещадно вырубили тысячи гектаров леса — не надо быть экологом, чтобы понимать, какой ущерб российской природе нанесен и на сколько десятилетий. То же самое может случиться и с Дальним Востоком. Земли, пригодные для сельского хозяйства, есть, в основном, в Приморье и в Приамурье — именно этим регионам, по всей видимости, и достанется больше всего. После иностранного сельского хозяйства местная земля десятилетиями не будет плодородить, а на рынок Дальнего Востока, и без того бедный натуральными продуктами, хлынут китайские фрукты и овощи: жители региона прекрасно знают их водянистый химический вкус.
Огромные земли Дальнего Востока, безусловно, надо заселять и использовать. Бесплатный гектар россиян привлек не особо, сельское хозяйство в макрорегионе не показало вдруг внушительные темпы развития. Логично, что правительство продолжает искать пути решения проблемы, но приглашение на дальневосточные земли китайских инвесторов выглядит откровенно сомнительной мерой. Почему бы не озаботиться вместо этого состоянием российских сельхозпроизводителей — ведь во всех регионах России прекрасно знают, что им живется несладко: сказываются непомерные налоги, заградительные меры по выходу на рынок и невозможность здоровой конкуренции.
В 90-е годы, да и в начале «нулевых» в центральных районах России бытовало мнение о «китайской угрозе»: мол, Приморский и Хабаровский края уже давно заселены жителями Поднебесной и тут их якобы больше, чем местных. Тогда это был миф: на самом деле, здесь трудилось ограниченное число торговцев. Теперь же миф десятилетней давности вполне может стать скорой реальностью».
Фото - Александр Хитров