Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Вопрос территориального деления страны актуален уже 300 лет»

Стратегия пространственного развития Российской Федерации, необходимая для социально-экономического развития макрорегионов и субъектов страны, может быть принята до конца 2018 года, сообщила пресс-служба аппарата Совета безопасности РФ.

Отмечено, что «представленный проект стратегии пространственного развития страны должен быть проработан с точки зрения решения задач обеспечения национальной безопасности на территории России, учитывать задачи, соответствующие национальным интересам и стратегическим национальным приоритетам, в том числе в сфере науки, технологии, образования, здравоохранения, общественной безопасности», — говорится в сообщении. Комментирует Руслан Абрамов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Вопрос административно-территориального деления страны актуален уже более 300 лет, начиная с Петра I. До того система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами — прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200. Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний— Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. Ничего не напоминает? Похоже, не правда ли? Похожую сетку мы наблюдали в 2000 году, когда одним из первых указов новоиспеченного Президента стало деление территории РФ на федеральные округа. Президент четко понимал, что управлять 89 субъектами эффективно не представляется возможным, и 13 мая 2000 года было образовано 7 федеральных округов (ФО). К 2014 году их стало 9, из Южного выделился Северо-Кавказский ФО и образовался Крымский ФО. Но просуществовал он не долго, и на сегодня 8 ФО. Однако вся это сетка была построена для укрепления вертикали власти и носила сугубо административный (политический) аспект. Для лучшей управляемости на местах, с назначением полномочных представителей в ФО, аналогом генерал-губернаторов в Российской империи.

Но параллельно еще существовала сетка экономического районирования страны, которая делила страну на 11 экономических районов (ЭР). И долгое время и ученые и экономисты не понимали по какому из них производить анализ социально-экономического развития страны. Пока Росстата не стал выдавать региональную статистику по федеральным округам, и тогда все поуспокоилось. Однако диссонанс остался, так как ФО как уже говорилось никакую экономическую нагрузку не несли, а выполняли административную функцию. Кроме того не обошлось и без географических неурядиц, когда например Сибирский регион (Тюменскую область с двумя автономными округами ХМАО и ЯНАО) отнесли к Уральскому ФО. Тогда как ЭР были созданы именно с учетом экономической специализации регионов и более менее имели географическую стройность.

С тех пор существует более 30 проектов административно-территориальной устройства страны. От абсурдных и шуточных В.В,Жириновского и Д.Зайца , вплоть по принципу деления США, Канады, Китая или Германии, до вполне реальных в лице В. Кистанова и А. Адамеску (СОПС). Но пока ограничивались лишь только объединением регионов и приведение их количества с 89 до 85, включая Крым и Севастополь.

Вот, полагаю, наступила пора, и Министерство экономического развития предложило проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года. Надо сказать вполне себе уместный и оправданный уже тем, что деление в нем предполагается производить по основополагающему принципу АТД – экономическому, а уже потом учитывать исторические, административные принципы и т.д. То есть это не что иное, как некая реинкарнация экономического районирования времен СССР в некоторой спецификой в виде разукрупнения Поволжских и Сибирских регионов. Тогда их было 11, теперь 14. Самое важное, что имеется в проекте это упор на экономическую специализацию регионов и схожесть их развития. То есть имеются целостная территориальная часть страны, имеющая свою производственную специализацию, npочные внутренние экономические связи и свою производственную специализацию. Это очень важно для роста экономики в регионах. Все это в итоге должно привести к транспортной освоенности и развитию социальной и производственной инфраструктурой.

Большое внимание уделено субъектам с особыми статусами. Характеризующимися эксклавным положением, входящие в арктическую зону или находящиеся в зоне Европейского Севера, на Северном Кавказе или граничащие с Монголией. Учитывая территорию страны и современную геополитику это очень важно. Это должно укрепить территориальную целостность страны!
Но вместе с тем есть опасения, что эту саму целостность подорвет система расселения страны, которая на современном этапе ужасная. Более 2/3 населения живет в центральной части страны и частично на Урале. Более половины населения около 75 млн.чел живет в 40 крупных городских агломерациях. Самое большое количество в мире (15) городов-миллионников. И продолжается тенденция к их разрастанию. Плотность населения всего около 8,5 чел.на кв.км. А за Уралом во многих районах плотность населения и того менее 1 чел. на кв.км. Большие территории не заселены, что при такой тенденции говорить о целостности страны крайне затруднительно. И все это грозит национальной безопасности страны. В данном проекте нет четкой позиции по выравниванию этого показателя. Система Расселения прописана не выражено и не определен конкретный механизм ее реализации. Не привело бы к дальнейшей концентрации населения в крупных городах РФ, вот в чем опасность.

Однако механизм реализации в проекте прососан не четко, а весьма декларативно. В виде документов стратегического планирования, национальных проектов и госпрограм, то собственно было и ранее и без всякой конкретики. Это очень смущает. Каким образом будет реализован столь масштабный проект. Ведь часто благие идеи не имели финального эффективного завершения. Для этого необходимо не только координация всех звеньев органов власти прежде всего Правительства РФ во главе с профильными министерствами, но необходимы институциональные предпосылки в виде нормативно-правовых и законодательных основ. Которых на сегодня в некоторых сферах либо недостаточно, либо часто пробуксовывают. Чтобы не получилось по известной всем фразе «хотели как лучше …»

Резюмируя стоит отметить, что безусловно данный проект созрел для реализации уже давно. В нашей многонациональной стране с непростой демографической ситуацией, с огромнейшей дифференциацией в развитии регионов, несбалансированность развития городов, низким уровнем межрегионального сотрудничества, с плохой экологической ситуацией тянуть уже просто нет времени.»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.