Министерство просвещения РФ разрабатывает образовательную программу «Права человека», которая предназначена как для школьников, так и для бакалавров и магистров. Это было предложение уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой, которая считает, что новый учебник «поможет преодолеть правовой нигилизм». Инициативу поддержали председатель правительства РФ Дмитрий Медведев и представители научного сообщества. Директор нижегородской частной школы им. М. В. Ломоносова Галина Клочкова считает, что новые уроки ничему не научат, просто появится еще один предмет, не имеющий никакого отношения к жизни:
«Многие инициативы Министерства просвещения меня повергают в довольно серьезную депрессию. Татьяна Москалькова как человек взрослый, знакомый с юриспруденцией, все правильно говорит. Но я как практикующий учитель с 40-летним стажем могу сказать, что правовой нигилизм преодолевается ответственным решением каждого ребенка к ежедневному выбору: пойти – не пойти, написать – не написать, сделать самому или попросить родителей. Если этому обучать и воспитывать, никакого правового нигилизма не будет.
По факту идея хорошая. Мы действительно должны разбираться в том, где граница прав и обязанностей одного человека и где другого, и где грань того, что эти права нарушаются. Каким образом соблюдение законов гарантирует тебе безопасность, или каким образом забота о слабых дает тебе моральные и материальные преимущества? Но на сегодняшний день мы настолько далеко ушли в сторону репетиторства, что завтра у нас могут появиться репетиторы по правам человека, чем мы всех очень сильно насмешим.
Просто уроки по правам человека ничему не научат кроме как тому, что есть еще один предмет, не имеющий отношения к жизни. О чем мы говорим? У нас дети не умеют дорогу переходить и уходят с незнакомцами, а мы по-прежнему считаем, что ОБЖ – это необязательный предмет и ведется он по остаточному принципу. В то время как в Голландии детей учат плавать в одежде – на всякий случай. Я, конечно, понимаю, где мы и где Голландия.
Тема важная, но не школьная. В школе должны возникнуть вопросы, касающиеся взаимоотношений между разными людьми, между людьми и организациями. Мы, конечно, можем гордиться тем, что у нас учебники очень трудные и непонятные, но какое это имеет отношение к тому, что дети-подростки не представляют себе опасности безнадзорного уличного состояния? И это касается не только асоциальных элементов. Это могут быть абсолютно бытовые истории: взял на кассе чупа-чупс и даже не подумал, что совершил преступление.
На самом деле многие правовые моменты уже заложены в школьные курсы, например, в курс литературы. Я со своими первыми учениками разбирала суть гражданской казни Чернышевского. И у них, и у меня был вопрос: почему гимназического учителя государство наказало, лишив его гражданских прав? Что было не так в его взаимоотношениях с государством, что он нарушил, какими правами он пренебрег, и какие правила он посчитал излишними? И мы разобрались.
Курс «Права человека» даже вести некому, так же как и астрономию. А, кстати, кто будет его вести? Учитель истории? Ему для этого нужно иметь набор компетенций как минимум.
Я считаю, что если уж назвались Министерством просвещения, нужно в первую очередь разобраться, что с нашим образованием не так, почему мы никак не можем двинуться в направлении устойчивого развития. Да, задались вопросом, почему у нас старшеклассники вдруг оказались на улицах, в том числе в стихийных протестах. Но поздно об этом вспомнили, надо было действовать, когда они были в первом классе и думали о том, что те или иные действия могут повлечь определенные последствия.
Мне кажется, что программа «Права человека» может быть внедрена как факультатив в старшей школе, когда есть осознанное отношение к этому. Но никак не с младших классов, где осознанно можно только понимать, вымыл ты руки перед едой или нет».
Фото: личный архив Галины Клочковой