Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

«Летающие между российскими городами, по сути, будут перемещаться в другую страну»

Проект Минкультуры «Великие имена России» прошел первую стадию – предварительно сформированы региональные списки имен, которыми жители субъектов РФ предложили назвать 45 аэропортов страны. Представители общественных организаций официально фиксируют тысячи сообщений от граждан, поступающие по телефону и электронной почте. Между тем президент поволжского «Фонда социальных исследований» Владимир Звоновский считает массовый интерес населения к проекту искусственным. Почему – эксперт рассказал «ФедералПресс»:

«Власть часто создает новые условия пространства, времени, лексики для своих граждан. Например, вместо обращения «господин» вводит обращение «гражданин» или «товарищ». Или вместо одиннадцати часовых поясов оставляет восемь. Отменяет переход на летнее время. Сносит или возводит памятники, переименовывает улицы, города, а в данном случае – аэропорты. Это обычная функция власти, через которую она утверждает саму себя, показывает, что действует.

Мы все говорим о том, что нужны изменения, что стабильность надоела. И нам дают эти изменения. В 2014-м произошло присоединение Крыма. Сейчас ничего подобного не происходит, поэтому пространство меняется путем переименований неких объектов. Больших затрат на это не нужно, но цель достигается и затрагивает почти всех. По крайней мере, людей, которые перемещаются в этом пространстве. В декабре этого года 45 аэропортов России получат дополнительные названия, и человек, летающий между российскими городами, по сути, перемещается в другую страну.

На тот же декабрь Илон Маск наметил старт Hyperloop – вакуумного поезда. Это пример того, как пространство меняют на физическом уровне, а не только в смысле его разметки, обозначения. Меняя название, вы не меняете физическое пространство, а создаете новое пространство смыслов. Но это тоже важно.

Другой вопрос: должно ли переименование чего-либо носить массовый, конъюнктурный характер? В контексте поставленной задачи – должно. Хоть это и будет сопряжено со странностями. Допустим, за присвоение одного имени некоему аэропорту проголосовало 45 % населения, а за другое имя отдали голоса 46 %. Было бы неловко называть аэропорт вторым именем лишь потому, что за него высказался один дополнительный процент. Не лучше ли в таком случае отложить опрос до лучших времен? Так вот этот подход здесь не пройдет – будут идти до конца.

Конечно, было бы лучше проводить переименование не в массовом порядке, а по мере необходимости. Ведь произошло так в Ростове-на-Дону, где аэропорт назвали именем казачьего атамана Матвея Платова, или в Оренбурге, где аэропорт получил имя Юрия Гагарина. А в Саратове аэропорт Гагарин находится на стадии строительства.

Однако поставленная задача имеет решающее значение. Судя по спискам выдающихся личностей, именами которых предлагают назвать аэропорты, эти списки составлялись чиновниками. К примеру, присвоить самарскому Курумочу имя Репина по просьбе Минкультуры явно предложил художественный музей. То есть государство продуцирует идеи, исходящие от него самого. Допускаю, что люди действительно предлагали часть имен, составивших эти списки, – со всей России можно насобирать сотню различных вариантов названий. Но вряд ли это было массовое явление».

Фото:facebook.com / zvonovsk

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.